Екатерина Краснова
Консультация «Создание условий, способствующих обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста»
Слово есть первый признак сознательной
разумной жизни. Слово есть воссоздание
внутри себя мира.
К. С. Аксаков
Зачем нужна развивающая предметно – пространственная среда дошкольнику?
• Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.
• Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображении. Познанного.
• Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.
Публикация «Консультация „Создание условий, способствующих обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Зачем нужна развивающая предметно – пространственная среда воспитателю?
• Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка дошкольника.
• Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
• Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя развивающую предметно – пространственную среду, помочь обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому при создании условий способствующих обогащению словаря учитывались возрастные, индивидуальные особенности, уровень развития воспитанников.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную развивающую предметно пространственную образовательную среду для обогащения словаря воспитанников на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Задачи:
• Обеспечить эффективность использования созданных условий при обогащении словаря ребенка
Ожидаемый результат: обогащение активного словаря, владение речью, как средством общения и культуры.
Для обогащения словаря воспитанников мною были созданы следующие условия :
1. Библиотека: художественная литература подобрана по жанрам.
2. Картотека картин и иллюстраций мало знакомых детям по содержанию. Обогащение словаря воспитанников новыми понятиями, определениями:
• «У пристани» (слова – пристань, палуба, мачта, судно, яхта и т. д.)
• «Прибытие поезда» (перрон, вокзал, станция, рельсы и т. п.)
3. Картотека мультфильмов, видеороликов о разных природных зонах, природы родного края, историческое наследие России и т. д.
4. Книги создаваемые воспитателем совместно с детьми: «По страницам творчества детских авторов» : портрет писателя, краткая биография, зарисовки героев произведения, иллюстрации из произведений, кроссворды, ребусы, паззлы, раскраски. Формировать у детей знания об особенностях творчества автора произведения, обогащение и активизация словаря воспитанника в соответствии с программой и возрастом воспитанников.
5. Книжки – раскладушки: представлен автор (Михалков С. В., Корней Чуковский, С. Я. Маршак и др. и дети дополняют творческими работами)
6. Театр:
• пальчиковый (вязаный)- «Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросёнка»;
• на фланелеграфе – «Царевна лягушка», «Хаврошечка», «Лиса и кувшин»;
• на коробках – «Сестрица Алёнушка и братец и Иванушка», «Каша из топора»;
• Театр – эмоций: вязаный «Чиполлино»(на вязанных фигурках героев – представлены различные эмоции характеризующие персонаж произведения);
7. Дидактические игры и упражнения:
• «Расскажи-ка» - схемы –модели для составления рассказов;
• «Мнемотаблицы» - силуэтные изображения - геометрические фигуры - планы и условные обозначения - контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
• «Кто больше увидит и назовет?» «Кто больше назовёт предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?».
• Игры на подбор точных слов – синонимов «Скажи наоборот», антонимов, подбери глаголы, «Укрась слово» - подбор прилагательных - для выполнения данных заданий используются предметные и сюжетные картинки; «Кто что делает?» (повар – варит, жарит, печёт, прилагательных «Назови какой?» (дом – высокий, низкий, узкий, широкий, многоэтажный, зелёный). В этих играх ставим задачу детям подобрать быстро точное слово–ответ, ведущему.
• Игры на классификацию предметов (шкаф–мебель, пальто–одежда и т. п.).
• Игры на составление и сочинение рассказов: картинки «Что сначала, что потом», «Когда это бывает», «Небылицы», «Расскажи свою сказку»,
• Игра «Маленькое нужное слово» дети закрепляют в речи простые предлоги – используются окружающие ребенка предметы (игрушки, посуда, мебель, сюжетные картинки - ребенку предлагаются небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи ложку (в) чашку. Книга лежит (на) столе. Тапочки стоят (под) кроватью». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке и др.
8. «Мудрая шкатулка» - вместе с детьми мы складываем в красиво украшенную коробочку необычные слова, предложения, рассказы, сочинения, сказки ( в виде: видео, аудио записей, записей со слов детей, зарисовок, выполненных заданий, решённых ребусов и кроссвордов, творческих работ).
Таким образом:
• Созданные в группе условия способствуют обогащению словаря дошкольника;
• Стимулируют для дальнейшего творческого подхода в создании развивающей предметно – пространственной среды.