Екатерина Краснова
Консультация «Создание условий, способствующих обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Слово есть первый признак сознательной
разумной жизни. Слово есть воссоздание
внутри себя мира.
К. С. Аксаков
Зачем нужна развивающая предметно – пространственная среда дошкольнику?
• Для удовлетворения своих потребностей в определенный момент своего развития.
• Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявить любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображении. Познанного.
• Размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями детей.
Публикация «Консультация „Создание условий, способствующих обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Зачем нужна развивающая предметно – пространственная среда воспитателю?
• Она является эффективным вспомогательным средством для воспитателя при поддержке индивидуальности и целостного развития ребенка дошкольника.
• Развивающая среда строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
• Служит для воспитателя специальным пространством организации деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя развивающую предметно – пространственную среду, помочь обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому при создании условий способствующих обогащению словаря учитывались возрастные, индивидуальные особенности, уровень развития воспитанников.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную развивающую предметно пространственную образовательную среду для обогащения словаря воспитанников на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Задачи:
• Обеспечить эффективность использования созданных условий при обогащении словаря ребенка
Ожидаемый результат: обогащение активного словаря, владение речью, как средством общения и культуры.
Для обогащения словаря воспитанников мною были созданы следующие условия :
1. Библиотека: художественная литература подобрана по жанрам.
2. Картотека картин и иллюстраций мало знакомых детям по содержанию. Обогащение словаря воспитанников новыми понятиями, определениями:
• «У пристани» (слова – пристань, палуба, мачта, судно, яхта и т. д.)
• «Прибытие поезда» (перрон, вокзал, станция, рельсы и т. п.)
3. Картотека мультфильмов, видеороликов о разных природных зонах, природы родного края, историческое наследие России и т. д.
4. Книги создаваемые воспитателем совместно с детьми: «По страницам творчества детских авторов» : портрет писателя, краткая биография, зарисовки героев произведения, иллюстрации из произведений, кроссворды, ребусы, паззлы, раскраски. Формировать у детей знания об особенностях творчества автора произведения, обогащение и активизация словаря воспитанника в соответствии с программой и возрастом воспитанников.
5. Книжки – раскладушки: представлен автор (Михалков С. В., Корней Чуковский, С. Я. Маршак и др. и дети дополняют творческими работами)
6. Театр:
• пальчиковый (вязаный)- «Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросёнка»;
• на фланелеграфе – «Царевна лягушка», «Хаврошечка», «Лиса и кувшин»;
• на коробках – «Сестрица Алёнушка и братец и Иванушка», «Каша из топора»;
• Театр – эмоций: вязаный «Чиполлино»(на вязанных фигурках героев – представлены различные эмоции характеризующие персонаж произведения);
7. Дидактические игры и упражнения:
• «Расскажи-ка» - схемы –модели для составления рассказов;
• «Мнемотаблицы» - силуэтные изображения - геометрические фигуры - планы и условные обозначения - контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
• «Кто больше увидит и назовет?» «Кто больше назовёт предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?».
• Игры на подбор точных слов – синонимов «Скажи наоборот», антонимов, подбери глаголы, «Укрась слово» - подбор прилагательных - для выполнения данных заданий используются предметные и сюжетные картинки; «Кто что делает?» (повар – варит, жарит, печёт, прилагательных «Назови какой?» (дом – высокий, низкий, узкий, широкий, многоэтажный, зелёный). В этих играх ставим задачу детям подобрать быстро точное слово–ответ, ведущему.
• Игры на классификацию предметов (шкаф–мебель, пальто–одежда и т. п.).
• Игры на составление и сочинение рассказов: картинки «Что сначала, что потом», «Когда это бывает», «Небылицы», «Расскажи свою сказку»,
• Игра «Маленькое нужное слово» дети закрепляют в речи простые предлоги – используются окружающие ребенка предметы (игрушки, посуда, мебель, сюжетные картинки - ребенку предлагаются небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи ложку (в) чашку. Книга лежит (на) столе. Тапочки стоят (под) кроватью». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке и др.
8. «Мудрая шкатулка» - вместе с детьми мы складываем в красиво украшенную коробочку необычные слова, предложения, рассказы, сочинения, сказки ( в виде: видео, аудио записей, записей со слов детей, зарисовок, выполненных заданий, решённых ребусов и кроссвордов, творческих работ).
Таким образом:
• Созданные в группе условия способствуют обогащению словаря дошкольника;
• Стимулируют для дальнейшего творческого подхода в создании развивающей предметно – пространственной среды.