Ольга Андреевна Павлова
Консультация для педагогов и родителей «Метод «совместное рисование» в коррекционной работе с детьми с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов и родителей «Метод «совместное рисование» в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
(расстройство аутистического спектра)»
Цель: Познакомить педагогов и родителей, воспитывающих детей с рас, с методикой «совместное рисование».
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Метод „совместное рисование“ в коррекционной работе с детьми с РАС“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Материал представляет собой методику, рекомендованную для коррекционной работы по изобразительной деятельности и развитию мелкой моторики с детьми с расстройством аутистического спектра.
Материал будет полезен для ознакомления и применения на практике педагогам всех возрастных групп, родителям, сталкивающимся с проблемой работы с детьми с аутизмом.
В статье дано краткое описание изобразительной деятельности детей с аутизмом и описание самой методики.
Дети с ОВЗ (расстройство аутистического спектра, имеют свои особенности:
- Для них свойственна общая моторная недостаточность. В том числе страдает и мелкая моторика.
- Отсутствуют скоординированные движения.
- В изобилии своеобразные стереотипные движения в пальцах и кистях рук (постукивание, махи и т. д.).
Особенности изобразительной деятельности.
Характерной чертой изобразительной деятельности детей с аутизмом является:
- отсутствие интереса к самой деятельности;
- затрудненность процесса узнавания в собственных рисунках реальных предметов и быстрое их забывание;
- сам рисунок примитивен, упрощен и искажен;
- изображение неполное, свойственна фрагментарность (отсутствуют крыша и окна у дома, «головоног» вместо человека).
- целостный образ отсутствует.
- изображение получается неадекватное, схематичное;
- стереотипность, проявляется в изобилии графических штампов, отсутствии сюжета; - цветовая гамма произвольная.
Все вышеперечисленные особенности связаны с недоразвитием всех сторон познавательной сферы.
Один из видов коррекции данных нарушений осуществляется путем «изобразительного воздействия» на нарушенные и ослабленные функции детей.
Одним из методов коррекции является «Метод совместного рисования».
Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого, взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.
Совместное рисование взрослого с аутичным ребенком проходит поэтапно.
Этапы развития совместного рисования :
1. Налаживание эмоционального контакта, привлечение к новому виду деятельности.
Данную коррекционную работу следует начинать с изображений предметов, имеющих большое значение для ребенка. Процесс рисования необходимо сопровождать эмоциональным комментарием.
2. Рисование «по заказу» ребенка.
Для закрепления интереса ребенка к совместному рисованию, изображать нужно то, что нравится ребенку, даже если это выполняется бесчисленное количество раз. На этом этапе необходимо удовлетворять интерес ребенка. Такое поведение обусловлено внутренним стремлением к постоянству (стереотипное поведение обусловлено особенностями психического развития).
3. Введение вариантов изображения и новых деталей в рисунке.
На данном этапе можно использовать различные изобразительные средства: цветные карандаши, фломастеры, мелки и краски, элементы аппликации.
4. Вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям.
Приглашая ребенка в «соавторы», взрослый может остановить процесс рисования. Возникает пауза. В этом случае, ребенок начинает подталкивать руку взрослого, таким образом, выражая просьбу продолжить. На этом этапе можно предложить ребенку «дорисовать вместе». Инициатива переходит к ребенку, а взрослый только манипулирует его рукой.
Очень важным моментом в процессе рисования является развитие захвата щепотью, как основы будущего конструирования, рисования и письма. Захват щепотью подразумевает способность брать и удерживать предметы большим, средним и указательным пальцами. Затем медленно скользим кистью руки вниз – в результате пальчики встали на место.
5. Введение сюжета.
На этом этапе изображения любимых предметов помещаются внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть близок опыту ребенка, и должен давать возможность уточнить уже сформированные знания и представления ( пример: нарисовать дорогу, а на ней любимую машинку). Постепенно сюжет следует развивать и вводить новые детали (двери и окна у машинки). Таким образом, ребенок овладевает новыми знаниями и представлениями об окружающем.
6. Перенос полученных знаний и представлений в новые сюжеты и ситуации.
Данный этап предполагает использование полученных знаний в других видах деятельности (лепке, аппликации и конструировании, а также проигрывание их в повседневной жизни.
Алгоритм метода «совместное рисование» может быть изменен на последующих занятиях. Четкое соблюдение инструкции необходимо только при знакомстве с данным методом.
Таким образом: проходя через все этапы совместного рисования, мы развиваем у детей с расстройством аутистического спектра интерес к изобразительной деятельности.