Акматова Айнура Асанкуловна
«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»»
▼ Скачать + Заказать документы
Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных коррекционных технологий, среди которых важное место занимает арт-терапия.
Арт-терапия - это лечение творчеством, с помощью таких художественных приемов как рисование, музыка, театрализованные игры, танцы, чтение, проигрывание сказок, занятия с глиной и так далее.
При разработке системы коррекционно-развивающих занятий с детьми с РАС нам педагогам, необходимо поставить следующие задачи:
Публикация «„Консультация для воспитателей „Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС““» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
- создать условия для установления эмоционального контакта, снижения уровня тревожности через нетрадиционные техники рисования, сенсорные и эмоциональные игры;
- преодолевать поведенческие стереотипы и расширять поведенческий репертуар через театрализованные игры и проигрывание сказок;
- помогать ребенку прожить определенное эмоциональное состояние; объяснить, что оно означает, и дать ему словесное обозначение;
- побуждать детей к совместной деятельности (рисованию, используя различные техники и инструменты).
Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и завершающей.
Цель вводной части — сформировать чувство доверия к взрослому, создать положительное отношение к занятию, чувство безопасности, снизить психоэмоциональное напряжение, выработать ритуал приветствия.
Здесь используются упражнения-приветствия, игры-разминки, релаксационные техники.
В основной части мы применяем театрализованные игры, сказки, инсценировки с использованием символов животных, кукол, мягких игрушек; игры и упражнения на выражение эмоций с помощью мимики, позы, пантомимики; непосредственно рисование с использованием нетрадиционных техник.
-завершающая часть занятия направлена на снижение мышечного напряжения, закрепления того, что было на занятии. Здесь используются упражнения и игры на напряжение и расслабление, на отработку ритуалов прощания; прослушивание музыки, звуков природы.
По работе с данной категорией детей, необходимо следовать следующим рекомендациям:
- Первоначально в контакте с ребенком не должно быть не только давления, нажима, но даже просто прямого обращения к нему, так как его может вспугнуть громкий голос, резкое движение, излишняя активность и суетливость взрослого.
- В то же время ситуация знакомства не должна быть абсолютно нейтральной, необходимо дать ребенку понять, что мы находимся здесь ради него, что нам интересно то, что он делает.
- Надо не просто дать ребенку задание и смотреть, а тоже участвовать. Можно начать рисовать с ним одну картинку. Если он отказывается, педагог может начать без него. В конце концов, ребенок подключится
Главная задача – постепенно сформировать для совместной работы постоянное место и не обязательно сидя за столом, т. е. выработать необходимый стереотип занятия.
- Рисовать надо достаточно быстро, чтобы ребенок, который быстро пресыщается и не в состоянии долго удержать внимание на рисунке, успел схватить целостный образ. Если ребенок отвлекся, отошел в сторону, необходимо завершить и прокомментировать изображение, постараться, чтобы рисунок попал в поле его зрения еще раз.
-Заранее должны быть подготовлены краски, инструменты для рисования, чтобы обеспечить возможность подключить ребенка к рисованию, как только у него возникнет такое желание, а также не отвлекать от процесса, если ребенок выльет воду или отберет у рисующего кисточку.
- Надо стараться сохранять рисунок целым, не позволяя ребенку порвать или замазать его, нужно успеть вовремя убрать лист, например, сказать, что нужно «высушить краску», «отправить на выставку» или «подарить маме».
Необходимо отметить некоторые особенности изобразительной деятельности детей с РАС:
- Детей нужно постоянно стимулировать и направлять, чтобы вовлечь в изобразительную деятельность;
- Основное внимание педагога при рисовании с таким ребенком обращается непосредственно на процесс работы, а не ее результаты, так как дети зачастую не проявляют интерес к рассматриванию и обсуждению рисунков, как только заканчивают их создание.
Известно, что изобразительная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сфер, способствует развитию потребности в общении. Детей с аутизмом не так то просто научить рисовать правильно. Их в принципе сложно чему-то научить, так как они мало подвержены влиянию других людей, такова сущность их состояния. На помощь приходят нетрадиционные техники изображения. Отсутствие рамок и чётких правил рисования помогает ребёнку раскрыться, способствует улучшению эмоционального состояния и повышению самооценки.
Нетрадиционные техники рисования способствуют снижению отрицательных качеств личности детей с РАС, таких как агрессивность, тревожность и способствуют установлению эмоционального контакта. Кроме того, рисование различными изобразительными инструментами стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию захвата руки.
Существует множество разнообразных техник рисования. Их выбор индивидуален и зависит от личных предпочтений каждого ребенка. Один наотрез откажется сам пачкать ладони, зато будет рисовать руками педагога, другому подавай только кисть или губку, третий любит выдувать из трубочки, четвертый готов использовать любые техники.
Спасибо за внимание!