Наталья Гордиенко
Консультация для родителей и педагогов «Рисование в технике «граттаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции.
Пик популярности граттажа — начало XX столетия. В России эта техника называлась граттография, она очень подходила для воплощения фантастических и экспрессивных идей. Была необходима форма, которая бы одновременно выражала простоту и неординарность. Этот способ рисования позволял создавать эффект полутонов за счёт контуров.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Рисование в технике „граттаж“» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Граттаж иначе называют воскографией, и такой термин больше раскрывает суть техники. Волшебство граттажных картин переворачивает представление о том, как надо: не краски и кисти здесь главные, а фон, который скрыт тайным слоем, а потом позволяет обычное, не очень сложное, превращать в изящное.
С поистине большой популярностью граттаж столкнулся в начале XX века. В России ни на что не похожую технику называли граттографией. Слово же «граттаж» имеет французские корни и переводится буквально как «процарапывать, царапать». Предполагается, что мастер в этой графической технике выцарапывает острым резцом изображение на бумаге либо картоне, заполненном целиком тушью. Но так как ещё одно название техники – воскография, несложно догадаться, что вместо туши может использоваться воск.
Нередко возникает путаница между граттажем и гравюрой: названия похожи, но и способы взаимодействия с материалами тоже. Однако, в отличие от гравюры, мастер граттажа создаёт не форму для печати оттисков, а изображение, которое и будет преподнесено зрителю. Примечателен граттаж своей простотой и доступностью – вот почему очень часто его используют на детских творческих занятиях, он подвластен всем.
У римлян и греков очень популярной была техника украшения стен, называвшаяся «сграффито»: специальным образом процарапывался верхний штукатурный слой. Но истинную востребованность такая живопись получила во времена раннего Возрождения, когда античная культура не просто обрела новое звучание, но и стала символом эпохи. И сейчас в некоторых европейских городах можно увидеть дома, декор которых как раз повторяет античную технику.
1. Вариант. Штриховка свечой.
В первую очередь для создания рисунка следует подготовить основу. Для этого лучше всего использовать картон. В зависимости от пожеланий основу можно оставить белой либо окрасить ее в произвольный цвет
Это самый простой, наверное, вариант, и самый используемый. В итоге на чёрном фоне получится белый рисунок.
Берётся белый картон, а ещё свеча, гуашь, мыло, мягкая кисть и, непосредственно, процарапыватель.
Белый картон натирается свечой хорошенько, чтобы не оставалось пустых мест, после чего в дело вступает гуашь. Разводить нужно гуашь в равных пропорциях с жидким мылом.
Когда лист просохнет хорошо можно начинать рисовать. Рисуем непишущими ручками или зубочистками.
Данная хитрость позволяет равномерно распределить краску по парафиновой поверхности. Теперь следует дождаться полного высыхания основы. Эта процедура должна проходить при естественных условиях. Не следует ускорять процесс высыхания подручными средствами (к примеру, феном). За счет нагрева, нанесенный на картон воск, начнет плавиться и впитается в бумагуЛучше оставлять просыхать на ночь.
Если не досушить восковой картон, то вы не сможете процарапать ровную линию, т. к материал начнет крошиться.
Очень важно работать на абсолютно ровной поверхности, чтобы картон не переламывался и не сгибался.
Наносить краску необходимо плоской кистью с мягким ворсом – так слой получится равномерным. Если вы будете использовать жесткий ворс, то он «травмирует» восковой слой. Проводить кистью рекомендуется только один раз, в противном случае поверхность переувлажнится и просто набухнет.
Созданные с помощью граттографии рисунки получаются объемными и, главное, уникальными. В созданном, таким образом, произведении присутствует какая-то загадка.
Вот получилась у нас настоящая зима.
А самое главное это очень нравиться детям. Даже ребенок, который не умеет рисовать сможет изобразить чудесную картину, поверьте.
Вариант 2. Штриховка цветными восковыми мелками.
Берем бумагу и полностью закрашиваем ее при помощи восковых мелков Можно закрасить одним цветом или сделать ее разноцветной, Это зависит от того, какой вы рисунок захотите изобразить. Если например рисовать космос то заштриховываем белый картон разными цветными мелками, затем покрываем синей или черной краской.
Закрашиваем синей гуашевой краской с жидким мылом.
Также готовим картон для рисунка космос.
Вот что получилось.
Если хотите нарисовать лес, то штрихуем зелеными мелками и соответственно зеленой краской закрашиваем. Вот такая получится красота.
Можно смешать восковые мелки желтого и зеленого цвета и закрасить зеленой краской. Получилось поле одуванчиков.
Фантазия ваша здесь безгранична.
Мастер класс рисунков в технике граттаж – отличный вариант для воспитателей, родителей и детей научиться самостоятельно рисовать красивые картинки нетрадиционным способом. Весь творческий процесс очень интересный и абсолютно не сложный, вызывающий восторг у маленьких художников. Такая техника рисования доступна деткам любого возраста.
Рисование – это прекрасный способ для самовыражения, получения навыков, развития интеллектуальных возможностей, передачи восприятия внешнего мира. Каждый ребенок, независимо от его природных способностей и возможностей может научиться рисовать. Для этого только нужно правильно подойти к процессу обучения. Развить творческие способности и потенциал – это задача взрослых.
Следуя простым инструкциям, даже самый неопытный человек или маленький ребенок сможет создать настоящее произведение искусства.
Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования. Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все. Работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая работа получается уникальной.
Пробуйте!
Фантазируйте!
Это очень увлекательно для детей и взрослых!