Приложение МААМ

Методы и приемы работы по обучению дошкольников на занятиях по восприятию художественной литературы и фольклора

МАРИЯ САРАФАНОВА
Методы и приемы работы по обучению дошкольников на занятиях по восприятию художественной литературы и фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

«Методы и приемы работы, используемые для обучения дошкольников на занятиях по восприятию художественной литературы и фольклора»

Младший и средний дошкольный возраст

Цель:

Формирование развития восприятия художественной литературы, фольклора.

Публикация «Методы и приемы работы по обучению дошкольников на занятиях по восприятию художественной литературы и фольклора» размещена в разделах

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания словесного искусства, восприятие художественной литературы и фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Задачи:

Младшая группа

(от 3 до 4 лет) Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи. Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения.

Следить за развитием действия,

сопереживать героям произведения.

Объяснять детям поступки персонажей и

последствия их поступков. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать.

Повторять с детьми наиболее интересные и выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для произведения фразы. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.

Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Продолжать учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. Запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.

Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений, объяснять, как важны в книге рисунки.

Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Учить различать жанры: стихи, проза, загадки.

Методы и приемы

Словесный:

1. Пение песен

2. Выразительное чтение

3. Повторное прочтение

4. Заучивание наизусть

5. Беседа по произведению

6. Вопросы к детям по содержанию произведений

7. Прослушивание аудиозаписи

Наглядный:

1. Показ иллюстраций, картинок, игрушек

2. Элементы инсценировки

3. Просмотр видеофильмов

4. Использование презентаций

Практический:

1. Элементы инсценировки

2. Игры-драматизации

3. Дидактические игры

4. Театрализованные игры

5. Использование разных видов театра

6. Игровая деятельность

7. Литературные викторины

8. Литературный калейдоскоп

Младшая группа

(от 3 до 4 лет)

Для младшего дошкольного возраста характерна тяга к ритмическому организованному складу речи звучным мажорным рифмам, поэтому они с удовольствием слушают народные песенки, стихи, поэтические сказки.

Народные песенки уже сами по себе мини - спектакли, в которых ребенок и слушатель, и зритель, и участник. Усваивая слово, обороты речи, интонацию, дети приобретают первый литературный опыт. Песенки и стихи дают возможность организовать разнообразные игры с текстами: (Пальчик – мальчик, (Сорока – белобока).

Стихи для заучивания подобраны так, чтобы дети могли легко их запомнить.

Чтобы запомнить стихотворение, ребенок должен несколько раз услышать его.

Просто слушать стихотворение детям младшего возраста трудно, нужны привлекательные мотивировки. Например, воспитатель читает стихотворение «Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет» в это время кто-то из детей изображает кораблик, передавая голубой платок следующему ребенку. Педагог повторяет чтение стихотворения.

Достаточно чтобы стихотворение прозвучало три – четыре раза, в дальнейшем воспитатель читает стихотворение в разных ситуациях.

Так же педагог предлагает самим детям прочесть стихотворение, помогает им, хвалит. На праздниках одно и то же стихотворение читают несколько детей.

Дети не могут представить героя сказки, поэтому очень важны иллюстрированные издания. О рисунках в новой книге следует рассказывать так, чтобы дети заинтересовались, а потом продолжать поддерживать интерес к ним вопросами – загадками.

Знакомые детям русские народные сказки («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят») даются на этом этапе в других обработках. Не стоит предлагать сравнить сказки – лучше акцентировать их внимание на различиях. Давая возможность выбрать детям, какую сказку им хочется послушать.

Прежде чем читать сказки детям, воспитателю следует оживить их в памяти и проанализировать. Условно можно выделить три аспекта анализа:

1. Содержательно – методический. Воспитатель должен определить, что ребенок сможет понять и как сделать, чтобы ребенок понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и постарался им подражать в добрых делах.

2. Языковой. Предполагает выборку из текста слов, фраз, диалогов, повторение которых способствует тому, чтобы язык художественной литературы постепенно становился достоянием речи детей.

3. Исполнительский. Как правильнее и выразительнее прочесть произведение.

Своеобразие восприятия литературных произведений у младших дошкольников заключается в том, что при осмыслении текста они исходят из своего непосредственного и пока ограниченного опыта. Поэтому не нужно стремится проводить беседы по - прочитанному.

Так как у детей на слуху должен оставаться сам текст, а не размышления по его поводу.

Чтение художественной литературы ежедневно.

С рядом произведений дети знакомятся на занятиях, с другими в процессе игр, в бытовых ситуациях.

Со второй половины года в конце каждого месяца целесообразно проводить игровые занятия в форме литературных викторин, литературных калейдоскопов (узнай книжку по обложке, по рисунку к тексту, по отрывку, по набору кукол – персонажей произведения)

Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Ребенок четырех лет это уже потребитель всевозможной информации, фантазер и мастер потрясающих выводов и обобщений. Литературный репертуар для детей этого возраста отличается разнообразием. В этой группе по-прежнему значительное место занимают произведения малых фольклорных форм. К уже знакомым детям произведениям добавлены считалки, скороговорки, загадки.

Сказки становятся более объемнее, сложнее. Предлагаемые авторами сказки народов мира в первую очередь русские, но и так же зарубежные повествуют преимущественно о животных. Дети начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому сказка оказывает огромное влияние на нравственное восприятие дошкольников. В этих сказках животные выступают носителями, определенных качеств: лиса умна, хитра и артистична, заяц хвастун и воображала. Но эти качества и характерны для людей «Сказка ложь, да в ней намек».

Так же начинается знакомство с баснями Льва Николаевича Толстого.

Этот возраст особенно благоприятен для развития языкового чутья. Поэтому доступный ребенку анализ произведений с точки зрения образности и выразительности речи – одно из важнейших его условий.

В процессе чтения воспитателю следует выделять наиболее яркие в образном отношении слова и фразы, так же давая возможность детям самим произнести и проговорить их. Например, воспитатель читает фразу «кот лапкой слезы утирает, петушок крылышком подбирает».

Подобный анализ учит детей, слушая сказку или рассказ, не только следить за ходом событий, но и радоваться интересным словам и выражениям.

Понять образность языка также помогают и физкультминутки: и впрямь находчивый этот Жихарка, - восхищается педагог. – Сообразил, как перехитрить лису. Та на лопате свернулась в кольцо, лапки спрятала, хвостом накрылась. И предлагает детям показать на ковре, как лиса свернулась в кольцо и лапки спрятала.

Дети обычно находятся под впечатлением от прочитанного и хотят, чтобы им почитали еще. Поэтому с начала года нужно привлекать детей к выбору отрывков для повторного чтения. В начале года они обычно называют персонаж, со временем уже способны сформулировать суть отрывка «повторите про то, как Айболит чуть не погиб в пути». Выбор отрывка трудная, но чрезвычайно полезная для ребенка деятельность. Воспитателю помогает проанализировать, как воспринята и осмысленна книга, а детям – разобраться в прочитанном тексте.

Для детей рекомендовано довольно много стихотворений, посвященных природе в разные времена года. Для заучивания лучше всего динамические стихи, часто с юмором. Чтобы запомнить стихотворения и понять, как его выразительнее прочесть, детям нужны пояснения воспитателя, которые необходимо сочетать с упражнениями в индивидуальном декларировании тех или иных строчек стихотворения, выражающих логически завершенную мысль. Ни в коем случае нельзя заучивать стихи хором. Такое заучивание требует времени, но именно такая работа позволяет повысить умственную активность детей, обеспечивает осмысление текста. Обычно прочтение всего стихотворения утрачивает выразительность (интонацию) удававшуюся при проговаривании отрывков. Пока ребенок не запомнит текст, выразительность чтения будет страдать, поэтому стихотворение нужно повторять в течении года на занятиях и вне их.

Так же продолжается работа в уголке книги. На полках и на столе – книги, составляющие первую групповую библиотеку: иллюстрированные издания программных произведений, авторские книги, рисунки известных художников. Дети должны знать, что есть в их библиотеке. Воспитатель периодически дает задания для того чтобы дети могли найти ответ в книгах, рассматривая рисунки.

Целевые ориентиры

Младшая группа

(от 3 до 4 лет) Средняя группа

(от 4 до 5 лет)

Восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов.

С интересом слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы; рассматривает картинки, иллюстрации. С интересом слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы; рассматривает картинки, иллюстрации.

При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы. Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.

Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога и самостоятельно. Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога и самостоятельно.

Разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок. Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев. Имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев.

Может принимать участие в беседах о театре (театр—актеры—зрители, поведение людей в зрительном зале).

Различает жанры: стихи, проза, загадки.

Вывод

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве.

Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей.

Конспект занятия по художественной литературе детей 2 младшей группы.

Сказка «Рукавичка».

Задачи:

1. Учить детей узнавать героев по загадке, запоминать действующих героев и последовательность действий.

2. Закрепить умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки.

3. Развивать речевую активность детей, память, умение вступать в диалог.

4. Воспитывать у младших дошкольников товарищеские взаимоотношения между детьми, доброжелательность, желание прийти на помощь; создавать у детей радостный эмоциональный настрой; формировать любовь к русскому фольклору.

Упражнять в словообразовании: мышка - норушка, зайчик – побегай-ка, лисичка - сестричка, волчок - серый бочок, косолапый медведь.

Материалы и оборудование: рукавичка, настольный театр «Рукавичка», изображение героев сказки, текст сказки, загадки.

Предварительная работа :

1. Чтение народных сказок соответствующих данной тематике («Теремок», «Зимовье зверей» и т. д.

2. Рассматривание картин к народным сказкам.

3. Обыгрывание сказки «Теремок» с помощью настольно - плоскостного театра.

4. Разгадывание загадок.

5. Настольная игра «Угадай сказку», с опорой на карточки-схемы.

1) Дидактическая игра «Кто в рукавичке живет?»

2) Дидактическая игра по сказкам «Продолжи сказку».

Структура:

1. Сюрпризный момент: воспитатель вносит в группу рукавичку. В ней - герои настольной сказки «Рукавичка»

2. Воспитатель загадывает загадки :

3. Пальчиковая гимнастика «Замок».

4. Показ настольного театра.

5. Д/и «Доскажи словечко»

6. Поощрение детей.

План-конспект.

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент: воспитатель вносит в группу рукавичку. В ней - герои настольной сказки «Рукавичка»

Воспитатель :

По дорожке в сад я шла.

И подарочек нашла.

А подарок не простой.

В нем интересные картинки.

Что же изображено на картинках? (животные)

Каких животных, вы знаете? А каких нет?

Тогда, вам надо отгадать загадки.

Слушайте ребята внимательно!

2. Воспитатель загадывает загадку :

Прыг-скок, Прыг-скок,

Длинно ушка – Белый бок. (Заяц)

***

Страшный, серый зубастый

Он навёл переполох.

Все зверушки разбежались.

Испугал зверушек. (Волк)

***

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, кур в деревне крадёт. (Лиса)

***

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

***

Кто там очень громко лает,

Никого в дом не пускает?

Злая видимо, однако,

Ведь зовут её – (Собака)

***

Пи, пи, пи - она сказала,

Сразу в норку убежала.

Что же это за малышка?

Это маленькая (Мышь).

***

Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет на стол фигурки животных из плоскостного театра.

Воспитатель : Ребята, эти звери все вместе встретились в сказке, которая называется «Рукавичка». Чтобы попасть в эту сказку, мы проведем пальчиковую гимнастику

3. Пальчиковая гимнастика «Замок».

На дверях висит замок. - Пальцы в замочек, слегка покачивать

Кто его открыть бы смог? - "замочком" вперед-назад

Мы замочком повертели, - Повертеть "замочком"

Мы замочком покрутили - Пальцы, остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали, - Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали, и открыли! - Показать ладошки.

4. Показ настольного театра.

Воспитатель : Сейчас я вам ребята расскажу эту сказку, а звери мне помогут.

Сказка «Рукавичка».

Воспитатель рассказывает сказку с одновременным показом настольного театра.

Воспитатель : Ребята вам понравилась замечательная сказка о дружных животных.

Как она называется? «Рукавичка».

5. Д/и «Доскажи словечко»

Воспитатель : Ребята вспомните, какие в сказке у каждого зверька были прозвища?

КТО первый прибежал? (последовательность событий…

Зайка - побегай-ка, лисичка - сестричка, мышка - норушка, волчок - серый бочок, медведь - косолапый.

6. Поощрение детей.

Воспитатель : Молодцы. Вот и наступил конец нашему сказочному путешествию, а нашим героям пора в свою сказку возвращаться. Скажем им – до свидания.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Дистрессы в жизни педагогов ДОО» Представители многих профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, в т. ч. и педагоги ДОО, нередко отмечают у себя симптомы.

Консультация для педагогов ДОУ «Игровой самомассаж» Консультация для педагогов ДОУ проводится с целью развития профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития коммуникативной.

Консультация для педагогов «Интегрированные занятия» Интегрированные занятия соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. Общая характеристика.

Консультация для педагогов «Пушистое лекарство» Кошка – одно из самых любимых и почитаемых животных на планете. Наверное, каждому человеку знакомы ощущения, возникающие в тот момент, когда.

Консультация для педагогов «Самообразование педагогов в ДОУ» Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваивается каждые 10 лет. Чтобы не отстать от времени, педагог ДОУ должен.

Консультация для педагогов «Театральная деятельность в ДОУ» Театр – одно из самых ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению»Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению» "Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают самих себя». В. А. Сухомлинский «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам.

Консультация с практическим показом для педагогов ДОУ «Речь на кончиках пальцев» Уважаемые коллеги, тема моей консультации называется «Речь на кончиках пальцев». Все мы, педагоги – практики.

Консультация для педагогов «Пластилинография» Пластилинография – источник творческого развития ребенка. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Другими словами,.

Сенсорное воспитание (консультация для педагогов) Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Это самое благоприятное время для сенсорного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приемы работы по обучению дошкольников на занятиях по восприятию художественной литературы и фольклора
Опубликовано: 23 марта 2016 в 14:34
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы работы по обучению дошкольников на занятиях по восприятию художественной литературы и фольклора» (включая файлы) размещена пользователем МАРИЯ САРАФАНОВА (УИ 339028) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД