Неля Озорнина
Консультация с практическим показом для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Речь на кончиках пальцев»
Уважаемые коллеги, тема моей консультации называется «Речь на кончиках пальцев».
Все мы, педагоги – практики хоть немного знакомы с детской нейрофизиологией. Все мы уверены в том, что развитие речи очень зависит от развития нервов на кончиках наших пальцев. Да, это так, никто с этим не спорит. Но однажды я посмотрела передачу про Ника Вуйчича. Все, наверное, хоть что – то слышали об этом человеке. Это непревзойдённый американский оратор. Он собирает тысячи и тысячи людей по всему свету. Встречи с ним ждут миллионы людей, которые нуждаются в поддержке и утешении.
Публикация «Консультация с практическим показом для педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Но он родился без рук и ног. Совершенно без рук и ног. В детстве ему было нелегко, ведь наш мир очень жесток к тому, кто не похож на остальных… Но я сейчас не об этом. А о том, что речь можно развить и вовсе не имея ни рук, ни пальцев.
Мне подумалось, что применяя в своей практике самомассаж рук, пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры, мы не просто помогаем детям развить речь, мы помогаем им познать самоё себя, окунуться в мир сенсорных ощущений, способствуем развитию координации и мышления.
Хочу сказать пару слов о том, что в японцы, например, начинают со своими детьми пальчиковую гимнастику с двухлетнего возраста. Мы с вами – не японцы, а посему развивать своих детей начинаем с пелёнок.
Как сказал … «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать…»
Я предлагаю оставить скучное чтение докладов на заданную тему взрослым тётям, а вас прошу подняться и встать в круг.
Повторяйте движения за мной:
РАЗ – ДВА –ТРИ –ЧЕТЫРЕ – ПЯТЬ
НАЧИНАЕМ КОЛДОВАТЬ!
ПОВЕРТЕЛИСЬ, ПОКРУЖИЛИСЬ…
В РЕБЯТИШЕК ПРЕВРАТИЛИСЬ!
-Леночка, какое у тебя красивое платье! Кто тебе его подарил?
-Мама…
- Дашь поносить?
-Конечно!
-Какая добрая девочка!
Ребята, поднимите руки, только честно, кто сегодня утром на завтрак ел вкусную садиковскую кашу?
(Лес рук)
-А насколько вы честны сейчас мы проверим…
Повторяйте слова и движения за мной.
Поздороваемся с солнышком.
СМОТРИТ СОЛНЫШКО В ОКОШКО
СВЕТИТ В НАШУ КОМНАТКУ
МЫ ЗАХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ:
ОЧЕНЬ РАДЫ СОЛНЫШКУ!
Мы проводили год козы, давайте немного с ней поиграем.
ШЛА КОЗА ПО ЛЕСУ, ПО ЛЕСУ, ПО ЛЕСУ…
НАШЛА СЕБЕ ПРИНЦЕССУ, ПРИНЦЕССУ, ПРИНЦЕССУ
ДАВАЙ С ТОБОЙ ПОПРЫГАЕМ, ПОПРЫГАЕМ, ПОПРЫГАЕМ…
И НОЖКАМИ ПОДРЫГАЕМ, ПОДРЫГАЕМ, ПОДРЫГАЕМ.
ДАВАЙ С ТОБОЙ ПОКРУЖИМСЯ, ПОКРУЖИМСЯ, ПОКРУЖИМСЯ…
И НАВСЕГДА ПОДРУЖИМСЯ, ПОДРУЖИМСЯ, ПОДРУЖИМСЯ…
А теперь каждая бежит в свой домик и занимает свой стул.
-Ребята, вы любите отгадывать загадки?
-Да!
-Тогда отгадайте такую загадку:
-Правильно. Отгадали!
Пальчиковая гимнастика.
НА ОПУШКЕ ДОМ СТОИТ
НА ДВЕРЯХ ЗАМОК ВИСИТ,
А ЗА ДВЕРЬЮ СТОИТ СТОЛ.
ВОЗЛЕ ДОМА – ЧАСТОКОЛ
ТУК –ТУК –ТУК, ДВЕРЬ ОТКРОЙ!
ЗАХОДИТЕ! Я НЕ ЗЛОЙ!
Ребята, кто в домике живёт? Кто – кто в невысоком живёт?
Мы с вами: люди, человечки…
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
БЕЖАЛИ МИМО РЕЧКИ
СМЕШНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ,
ПРЫГАЛИ, СКАКАЛИ,
СОЛНЫШКО ВСТРЕЧАЛИ…
ПОСТРОИЛИ МОСТИК,
ЗАБИЛИ ГВОЗДИК…
ТУКИ – ТУКИ – ТУКИ –ТУК!
БУЛТЫХ В РЕЧКУ!
ПРОПАЛИ ЧЕЛОВЕЧКИ!
Ребята, вам нравится конец этой истории : пропали человечки….
-Нет!
- Так давайте придумаем продолжение этой истории! Что дальше произошло с человечками?
-Они выплыли! (ещё варианты ответов)
-Так вот, выплыли они на берег, а там в кустиках их поджидает паучок…
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
ПАУ – ПАУЧИНА ПАУТИНУ СШИЛ.
ВДРУГ ЗАКАПАЛ ДОЖДИК,
ПАУТИНУ СМЫЛ!
ВОТ И СОЛНЦЕ ВЫШЛО, СТАЛО ПОДСЫХАТЬ…
ПАУ – ПАУЧИНА ТРУДИТСЯ ОПЯТЬ…
-А ещё хотите загадку?
Длинные рожки,
Домик вместо ножки… (УЛИТКА)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА…
УЛИТКА, УЛИТКА ПО ЛИСТУ ПОЛЗЁТ…
УЛИТКА, УЛИТКА ДОМИК СВОЙ ВЕЗЁТ…
ПОСАЖУ УЛИТКУ НА ЛАДОНЬ СВОЮ,
Я ЕЁ ПОГЛАЖУ, ПЕСЕНКУ СПОЮ…
УЛИТКА, УЛИТКА СПРЯТАЛА РОГА.
ОТПУЩУ УЛИТКУ – ПУСТЬ ПОЛЗЁТ САМА…
-Побывали улитками? Понравилось?
А теперь давайте поиграем…
ИГРА «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Улитка передвигается медленно, а собака… (БЫСТРО)
Емеля из сказки ленивый. А наши ребята (ТРУДОЛЮБИВЫЕ)
-Трудолюбивые – это значит КАКИЕ?
-Любящие трудиться.
-Кого мы можем назвать трудолюбивыми?
-Воспитателей в детском садике, нянь; а дома –маму, бабушку и т. д.
-Кто из вас помогал маме, бабушке готовить салат из капусты на Новый год?
- Мы!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
МЫ КАПУСТУ РУБИМ, РУБИМ…
МЫ МОРКОВКУ ТРЁМ, ТРЁМ…
МЫ КАПУСТУ СОЛИМ, СОЛИМ…
МЫ КАПУСТУ ЖМЁМ, ЖМЁМ…
- Ну вот, поработали, теперь можно и отдохнуть…
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ЁЖИК, КОТИК, ЖАБА…ХВАТЬ!»
Правила игры : дети встают тесным кружком и ставят вверх зажатый кулачок с поднятым большим пальцем. Вместе они говорят: «ЁЖИК, КОТИК, ЖАБА… ХВАТЬ! При слове «ХВАТЬ» воспитатель старается поймать пальчики детей, а дети, соответственно, прячут их.
Это была игра на развитие координации движений, на умение повторить за воспитателем слова и действия. На свете много таких игр! Поиграем ещё?
- ДА!
-Но прежде отгадайте загадку…
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ
ОН ГЛЯДИТ В СВОЁ ОКОШКО,
МИМО ЗАИНЬКА БЕЖИТ, В ДВЕРЬ К НЕМУ СТУЧИТ:
СТУК, СТУК – ДВЕРЬ ОТКРОЙ!
ТАМ В ЛЕСУ ОХОТНИК ЗЛОЙ!
-ЗАЙКА, ЗАЙКА, ЗАБЕГАЙ!
ЛАПУ МНЕ ДАВАЙ!
(Игра повторяется 2 - 3 раза; каждый последующий раз в убыстрённом темпе)
-Ребята, вам понравилось играть всем вместе?
-Да!
-А наша улитка, с которой мы играли, одна. Как вы думаете, ей хочется иметь много друзей?
- Конечно!
-А с кем мы сегодня ещё играли?
( Ответы: с козой, оленем, паучком и т. д.)
Ребята, и все наши персонажи были поодиночке! Так давайте же объявим сегодня лепку по замыслу! Что это такое, кто знает?
Варианты ответов…
Я предлагаю слепить сегодня друзей из солёного теста для всех, кто одинок!
-Предложение принимается?
-Да!
-Посмотрите, я для вас приготовила столы со всем необходимым…
-А чтобы нам быстрее добраться до своих мест, мы с вами не пойдём, а поедем…
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Ребята, посмотрите, в исправности ли ваши автомобили?
- Колесо спущено!
-Так давайте накачаем!
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА «НАСОС»
-Накачали? Тогда едем!
ЕДЕМ – ЕДЕМ НА МАШИНЕ,
НАЖИМАЕМ НА ПЕДАЛЬ…
ГАЗ ВКЛЮЧАЕМ, ВЫКЛЮЧАЕМ
СМОТРИМ ПРИСТАЛЬНО МЫ ВДАЛЬ.
ДВОРНИКИ СЧИЩАЮТ КАПЛИ:
ВПРАВО, ВЛЕВО – ЧИСТОТА!
ВОЛОСЫ ЕРОШИТ ВЕТЕР,
МЫ ШОФЁРЫ – ХОТЬ КУДА!
Все «подъехали» к подготовленным столам (на каждом столе в тарелочке приготовленное заранее солёное тесто, палочки (спички или зубочистки) для рожек, бусинки для глаз улитки ; клеёнка для теста, салфетки.
Друзья мои, прежде чем приступить к работе, давайте мы с вами сделаем массаж пальчиков при помощи массажных мячиков.
САМОМАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК И ЛАДОНЕЙ.
Я мячом круги катаю, назад – вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошки, будто я сметаю крошки…
Я сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну…
А теперь последний трюк: мяч летает между рук!
- А теперь, друзья, приступаем к работе…
После того, как поделки готовы, рассматриваем их: Ребята, какие вы молодцы!
Как здорово справились с заданием!
А теперь проходите на свои места.
-Скажите, вам понравилось сегодняшнее занятие?
-Да!
В таком случае давайте похвалим друг друга и себя!
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
АХ, КАКОЙ ХОРОШИЙ Я!
КАК ЖЕ Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!
КРЕПКО ОБНИМАЮ!
НОСИКОМ ВДЫХАЮ!
-Друзья мои, вспомните пожалуйста, с чего началось наше увлекательное занятие?
(Варианты ответов….)
Правильно, с чудесного превращения из взрослых в детей! И, следуя логике, я должна буду превратить всех вас обратно во взрослых… Но я намеренно не буду этого делать! Мне очень хочется оставить вас детьми. Для чего? – спросите вы. ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ГЛАЗА ВАШИ ГОРЕЛИ, ЧТОБЫ ВЫ УМЕЛИ УДИВЛЯТЬСЯ И РАДОВАТЬСЯ ВСЕМУ ПРОИСХОДЯЩЕМУ, ИМЕЛИ СПОСОБНОСТЬ ЛЮБОВАТЬСЯ ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ВОСХИЩАТЬСЯ ИМ! ЧТОБЫ УМЕЛИ ПРОЩАТЬ ДРУГ ДРУГУ ОБИДЫ И ВЕРИТЬ В ТО, ЧТО ЗАВТРА БУДЕТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ВЧЕРА!
А КОГДА ВДРУГ СТАНЕТ ТЯЖЕЛО, ВСПОМНИТЕ О ТОМ, ЧТО У ВАС, В ОТЛИЧИЕ ОТ НИКА ВУЙЧИЧА ЦЕЛЫХ ДВЕ РУКИ И ДВЕ НОГИ!
А СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ ТАК МНОГО ИГРАЛИ И РАБОТАЛИ НАШИМИ ПАЛЬЧИКАМИ, ЧТО НАШЕ КРАСНОРЕЧИЕ ТЕПЕРЬ ДОЛЖНО ЗАШКАЛИВАТЬ! ТАК УПОТРЕБИТЕ ЭТО ВО БЛАГО! ПРИДИТЕ СЕГОДНЯ ДОМОЙ И ПРЯМО С ПОРОГА РАССКАЖИТЕ СВОИМ БЛИЗКИМ, КАК ВЫ ИХ ЛЮБИТЕ, КАК СИЛЬНО СКУЧАЕТЕ ПО НИМ И НУЖДАЕТЕСЬ В ИХ ВНИМАНИИ И ПОДДЕРЖКЕ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!