Лариса Емикова
Консультация для педагогов «Театральная деятельность в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Театр – одно из самых ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.
Публикация «Консультация для педагогов „Театральная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря навыков поведения благодаря тому, что каждое интерактивное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет преодолеть робость, связанную с трудными общениями, неуверенностью в себе.
Театрализованная деятельность детей может быть организована в утренние и вечерние часы; представление частью занятий по разным видам деятельности, а также запланирована как специальное занятие по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей (это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку, причем каждый раз подгруппы должны формироваться по разному в зависимости от содержания занятий. В зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра, ширма для показа, также разнообразный природный и бросовый материал, костюмы для ряженья.
Для ребенка персонаж кукольного театра – это, прежде всего игрушка. Но игрушка не совсем обычная. Ребенок видит, как с помощью этих кукол разыгрываются спектакли и начинает понимать, что они созданы для того, чтобы, пересказать содержание сказки. Активные дети всегда с удовольствием играют роли: надевают костюмы, говорят и действуют с удовольствием. Но для многих детей выйти на сцену – серьезное испытание.
Нередко от лица куклы ребенок впервые отваживаются произнести слова со сцены. Он психологически прячется за куклу.
Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов. Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание и отдельных средств выразительности. Рассматривать иллюстрации, при этом уделить внимание анализу эмоциональных состояний персонажей, изображений на картинках. Что с ним, почему плачет? Потом вновь вернуться к тексту привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Нельзя требовать буквального воспроизведения содержания произведения, но не терять своеобразие авторского текста.
Из многообразия средств выразительности рекомендуется:
Во второй младшей группе формировать простейшие образно – выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных).
В средней группе обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме).
В старшей группе совершенствовать художественно – образные исполнительские умения.
В подростковой группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий. Для обучения средствам речевой выразительности можно использовать такие упражнения:
• Самые обычные слова: возьми, принеси, помоги, произнести с разной
интонацией (приветливо, небрежно, требовательно)
• Изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение (каждый раз
на другое слова: дай мне куклу, мама пришла за мной.
Решению этой задачи способствуют задания типа «Разные настроения (по карточкам пиктограммам, чтение произведений, просмотр кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния.
Можно разыгрывать маленькие сценки, в которых особенности ситуации необходимо подчеркнуть мимикой. Например изобразить как девочке подарили куклу, как испугалась медведя. И так эта работа строиться по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.