Наталья Шмакова
Консультация для педагогов «Дистрессы в жизни педагогов ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Представители многих профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, в т. ч. и педагоги ДОО, нередко отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения. В психологии это явление известно как «эмоциональное выгорание»- выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия (Бойко В. В., 1996)
Публикация «Консультация для педагогов „Дистрессы в жизни педагогов ДОО“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
«Эмоциональное выгорание» - отрицательно сказывается на исполнении педагогом профессиональной деятельности, на его отношениях с детьми, родителями и коллегами, не говоря уже о том, что оно является сигналом психологического неблагополучия самого педагога.
Как педагогу уберечь себя от «эмоционального выгорания», от профессиональной деформации? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться под воздействием каких внешних и внутренних факторов накапливается эмоциональное утомление?
Известно, что педагогическая деятельность отличается высокой психоэмоциональной нагрузкой. Педагогу ДОО приходится постоянно расходовать свою эмоциональную энергию, подкрепляя ею разные аспекты общения :внимательно выслушивать детей и их родителей, сопереживать, сострадать, сочувствовать, усиленно запоминать и интерпретировать информацию, быстро принимать решения. С увеличением количества детей в группе детского сада увеличивается и психоэмоциональная нагрузка на воспитателя, что негативно сказывается на педагоге, на детях и на их взаимоотношениях. Педагоги ДОО несут ответственность за жизнь и здоровье детей. Это очень высокая ответственность и как результат- нервное перенапряжение педагога. А если к этому добавить многочисленные проверки, аттестации дошкольных учреждений, неблагополучный психологический климат в коллективе, то картина внешних факторов, вызывающих «эмоциональное выгорание» будет ясна. Плюс ко всему в каждой группе детского сада найдутся особенно «трудный ребёнок» и особенно «трудные родители», на которых эмоциональных сил у педагога уже и не хватает.
Внутренними факторами, вызывающими «эмоциональное выгорание» у педагога, могут быть его личностные качества- такие как чрезмерная эмоциональная сдержанность или наоборот, слишком выраженная склонность к соучастию, сопереживанию. В том и в другом случае уже нарушено эмоциональное равновесие личности, остаётся один шаг до «эмоционального выгорания».