Ирина Куртина
Конструирование как технология развития творчества и познания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Конструирование – как технология развития творчества и познания у детей дошкольного возраста
В современной системе образования России особое значение приобретают гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка.
С позиции теории амплификации (обогащения) развития детей, важную роль в формировании творчества играют специфические виды детской деятельности, к которым относится и конструирование. Конструирование и строительная игра открывают большие возможности для развития конструктивных умений, и художественного творчества детей, для всестороннего развития личности ребенка.
Публикация «Конструирование как технология развития творчества и познания у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, заранее продуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчества, художественный вкус, формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость в достижении цели, умение налаживать деловые отношения и т. д., что важно для подготовки детей к обучению в школе.
Задачи конструирования в раннем дошкольном возрасте.
Образовательные:
Познакомить с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой).
Познакомить с объёмными геометрическими формами (кирпич, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, входящими в состав строительных наборов или конструкторов.
Учить размещать в пространстве различные геометрически тела.
Учить выделять геометрические формы в знакомых объектах.
Познакомить с приёмами, используемыми в конструировании.
Учить экспериментировать с бумагой, природным, бросовым материалами в процессе создания элементарных поделок.
Учить соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины).
Учить выделять знакомые образы в постройках и поделках.
Развивающие:
Формировать чувство формы при создании элементарных построек и поделок.
Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Способствовать развитию внимания, памяти.
Формировать умение прикреплять детали поделки друг к другу.
Воспитательные:
Вызвать интерес к конструктивному экспериментированию.
Воспитывать умение слышать словесные указания педагога, его инструкции, характеристики.
Воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках.
На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов:
Сортеры и лабиринты дают ребенку возможность самому находить свои ошибки и исправлять их. Если произошла ошибка, он устраняет ее и восстанавливает нарушенный порядок. Это приучает к точности. Малыш общается с материалом самостоятельно, учится ставить цель и достигать ее. Это способствует развитию его независимости от окружающих, помогают ребенку ставить цель и находить способ ее достижения, благоприятно воздействуя на эмоциональное и общее развитие.
Самым простейшим конструктором в жизни детей являются кубики. Они не только очень увлекают детей, но и помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с формами предметов, и формируют цветовое восприятие. Для начала строить из кубиков будет взрослый, а ребенок будет просто с удовольствием рушить эти постройки. Но это только поначалу. Стоит чуть-чуть подождать и постройки становятся все более сложными.
Детский конструктор в виде фигурок – вкладышей представляет собой пластиковые или деревянные наборы, в которых каждую фигурку вставляют в свое отверстие. Этот вид достаточно труден для ребенка. Он помогает развивать логическое мышление, так как пред сборкой ребенку необходимо в уме сопоставить различные фигурки и понять, что куда относится.
Мягкие конструкторы для детей. Их элементы изготавливаются из текстиля или мягкого пластика. Сложив детали такого конструктора, ребенок может создать объемную фигуру. Занятия с такой развивающей игрушкой позволяют улучшить моторику и развить тактильные ощущения малыша.
Конструктор для детей в форме мозаики бывает двух видов: крупная мозаика, в форме больших пластмассовых шестигранников, под которые имеется форма со специальными выемками и второй вариант – обычная мозаика, лучше, чем первая способствует развитию координации движений, но более сложна для детей. Такой конструктор учит ребенка работать с небольшими предметами, развивает цветовое восприятие и фантазию.
Большие блочные конструкторы имеют детали самой разнообразной формы и расцветки, встречаются даже детали с колесами, вагоны и т. д. Из него можно построить практически все, что угодно: дома, корабли, самолеты. Ваш ребенок растет, и вместе с ним растут и усложняются его конструкции. Помогает развиваться творческому мышлению, цветному восприятию, комбинаторике, пространственному воображению и многим другим навыкам.
Конструктор для детей «Лего» выпускается самых разнообразных видов, для детей всех возрастов. Он никогда не надоест ребенку, так как из него можно собирать самое разнообразное: дома, машины, трансформеров и многое другое. Помогает развитию мелкой моторики и умственной деятельности.
Также бывают деревянные и магнитные конструкторы. Для деревянных конструкторов используются только очень качественные сорта древесины, собирать их очень сложно и увлекательно, очень часто необходимо использование клея. Из него ребенок сможет собрать себе деревянные игрушки или постройки. Помогают развитию инженерно – конструкторских способностей, аккуратности и внимания. Магнитные представляют собой различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами магнитов.
Ребенок идет от простого к сложному. Создает новые здания, корабли, летательные аппараты и роботов. Детский конструктор тренирует усидчивость, развивает воображение, приучает к созидательному труду.
Детские конструкторы позволяют научиться всему: от названия предметов до создания этих самых предметов.