Светлана Симукова
Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Руки учат голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умелые руки снова способствуют
И. П. Павлов
Значение развития мелкой моторики в дошкольном возрасте
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики актуально ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Публикация «Технология „квиллинг“ как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Квиллинг
- Мелкая моторика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи, физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма.
В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка связано с его общим физическим развитием. Исследования учёных доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Двигательная активность ребенка, его предметно-манипуляторная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук, оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень её развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Одним из нетрадиционных способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Квиллинг (от слова «quill», что означает птичье перо)- это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Эта техника удивительна, она увлекает и завораживает, напоминает «тонкую кружевную паутинку». Через считанные минуты из обычных бумажных полосок можно создать настоящий шедевр.
Данная художественно-эстетическая технология (квиллинг) может применяться разными возрастными группами – как младшими дошкольниками, так и старшими детьми. Материал для занятий квиллингом :
бумажные полосы шириной 0,5-1,5 см разного цвета и разной длины (15-30см, клей ПВА, инструмент для закручивания бумаг (можно использовать деревянную зубочистку, цветной картон для фона.
Для детей 4-х лет лучше использовать гофрированные полоски бумаги.
Работы детей :
«Квиллинг» открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: здесь и конструкторское мышление, и художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.