Татьяна Рябыкина
Конспект занятия с детьми 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи «В гости к прищепке»
▼ Скачать
учитель-логопед
Татьяна Владимировна Рябыкина
МБДОУ №10 г. Невинномысска
Тема: «В гости к прищепке»
Форма занятия – игровые задания с бельевой прищепкой
Цель: создание условий для развития психических процессов, мелкой моторики рук, инициативности и самостоятельности, закрепление сенсорных навыков, пространственных представлений, посредством дидактических игр. Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия с детьми 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи „В гости к прищепке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Прищепки. Игры с прищепками для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
продолжать учить старших дошкольников играть в развивающие игры с прищепкой, соблюдать правила игры, отвечать полными предложениями на вопросы педагога, учить задавать вопросы;
формировать умения делать элементарные открытия и устанавливать причинно-следственные связи;
познакомить с применением игры с прищепкой в разных образовательных областях;
обогащать словарный запас новыми понятиями;
учить детей делать самостоятельный выбор, находить выход из сложившейся ситуации;
познакомить с навыками усовершенствования и практического применения изготовленных поделок из прищепки.
Развивающие:
расширять знания детей о бельевых прищепках;
продолжать формировать у детей психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение, мелкую моторику пальцев рук;
закреплять обобщающие понятия (посуда, транспорт, овощи, фрукты, ягоды);
обращаться за помощью и доводить начатое дело до конца;
расширять творческие возможности по применению бельевых прищепок.
Воспитательные:
формировать личностные качества детей: чувство товарищества, взаимовыручки, навыки сотрудничества, умение работать в коллективе; воспитывать самостоятельность, ответственности за выполненное задание, доброжелательное отношение к сверстникам, окружающим;
продолжать воспитывать у старших дошкольников интерес к развивающим играм, творческим заданиям;
воспитывать аккуратное обращение с прищепками, соблюдать технику безопасности.
Словарная работа:
прищепка (пластины, щепы, пружина); посуда: чайная, столовая, кухонная; транспорт: водный, воздушный, наземный, подземный; пригласительный билет (браслет, короткое – длинное, удлиненное (платье).
Оборудование:
Демонстрационный материал: видео материал о прищепке; два контейнера с разноцветным песком, два таза для хранения бельевых прищепок, шесть разноцветных корзинок, пригласительные билеты (браслеты, картинки и материал о прищепках, ноутбук, мольберт.
Раздаточный материал: набор цветных бельевых прищепок; плоскостные изображения домиков, цифры от 1 до 10 по количеству детей; плоскостные фигурки кукол; цветные круги разного цвета по насыщенности (серединка цветка, по количеству детей, прищепки с наклейками овощей, фруктов и ягод; круг, разделенный на три части для дидактической игры «Сортировщик».
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие (связная речь, обогащение словаря новыми словами, навыки коммуникабельности);
познавательное развитие (находить выход из сложившейся ситуации, выстраивать логические цепочки, делать простые умозаключения);
социально-коммуникативное развитие (навыки командообразования, работа в парах, группах, воспитание коллективизма);
физическое развитие (самомассаж пальцев прищепкой, физкультурные минутки, подвижная игра - разминка);
художественно-эстетическое развитие (видео, пособия художественного оформления).
Ход занятия
Учитель-логопед приветствует, детей.
Звуковой сигнал, пришло видео сообщение, с приглашением в гости к девочке-Прищепочке, она сообщает, что прислала пригласительные билеты в виде браслетов и просила выполнить задания, после их выполнения, мы попадем на праздник.
Учитель-логопед, предлагает детям подумать, будем ли помогать девочке-Прищепочке (дает детям самостоятельно принять решение).
Учитель-логопед отходит немного в сторону и громко говорит: «Если есть среди вас смелые, ловкие, умные дети, прошу пройти к столу, где нарисована прищепка красного цвета».
Если дети приняли решение, восхищается их выбором и предлагает построить пирамиду успеха (для снятия тревоги и психологического настроя на успех, если кто-то не захотел помогать, предлагает поиграть рядом на коврике (чтобы после заинтересовать его).
На столе с прищепкой красного цвета стоят два контейнера с разноцветным песком, а внутри плоскостные предметы - пригласительные (одна половина прищепки красного цвета, а другая сторона синего цвета) по количеству детей.
Рядом стоит корзинка с прищепками.
Учитель-логопед предлагает выполнить первое задание: «Достань пригласительный браслет, не испачкав рук в песке» (Фото №1, №2)
Учитель-логопед говорит: «Ребята, вспоминайте, о чем просила девочка-Прищепка?» Выслушивает ответы детей, выясняет, как же мы можем достать пригласительные браслеты из песка, не запачкав рук песком?
«Как будем доставать? Какие у вас есть идеи?» Принимает все, хвалит, если не могут предложить интересные идеи, или молчат, предлагает осмотреться, и определить, что нам может помочь в выполнении задания.
Учитель-логопед напоминает о правилах работы с прищепкой : «Работаем аккуратно, чтобы не прищемить пальцы себе и товарищу».
Хвалит всех ребят за находчивость.
Учитель-логопед просит надеть на руку пригласительные браслеты и найти себе пару, чтобы получилась целая прищепка одного цвета. Работа в парах. (Фото №3)
Просит пройти за стол с прищепкой синего цвета.
Второе задание «Засели гостей в домики».
Учитель-логопед предлагает рассмотреть числовые домики и заселить гостей с нужным количеством в соотношении с цифрой на домике.
Читает новое задание: «Прищепочка пригласила к себе много гостей, их нужно расселить в домики. Работать будем парами, ребята, у вас на столах лежат домики и фигурки гостей, как можно узнать, сколько гостей поместить в какую комнату? Какие у вас есть идеи?» Принимает ответы, одобряет. Далее, конкретизирует задание - на каждом этаже есть окошко, на нем есть цифры, или примеры, решив их, узнаем, сколько гостей, можно поселить в комнату (окошки размером, чтобы поместилось 4 фигурки или только 2 фигурки).
Закрепляют правила работы в парах: работать вместе, слушать друг друга, выбрать говорящего, если пара готова, нужно просигнализировать, взяться за руки и поднять их вверх.
Если пары готовы, педагог выясняет: «Кто в вашей паре будет отвечать?»
Учитель-логопед: «Чтобы перейти к следующему заданию, прошу разделиться на две команды самостоятельно и построить прищепочный мост. А у кого длиннее мост получится, узнаем позже» (на полу, дети с помощью прищепок составляют «Тематические цепочки» (Фото №4) ряды слов на выбор по карточкам: одна команда составляет по теме: «Транспорт» – автобус, трамвай, грузовик и так далее; вторая по теме: «Посуда» – сковорода, стакан, блюдце, тарелка и так далее. По команде, ребята прикрепляют прищепку к хвостику прищепки, называя предмет одной лексической темы. Одна прищепка – это одно слово. Прищепки прикрепляются друг за другом за кончик.
Выигрывает та команда, у которой длиннее цепочка.
Учитель-логопед подводит вместе с детьми итог, считают и делают выводы, какая команда выиграла.
Третье задание «Волшебное удлинение платья» (Фото №5)
Учитель-логопед просит пройти к столу с прищепкой зеленого цвета. Педагог: «Чтобы попасть гостям на бал, нужно выполнить следующее задание: на балу все девочки должны быть в длинных платьях, а у нас девочки в коротких платьях» (на каждого ребенка фигурки плоскостных кукол – девочек в коротких платьях, внизу на платье, есть оборка, окрашена разными цветами)
Как же мы можем удлинить платья гостям?»
Учитель-логопед выслушивает идеи по удлинению платья с помощью прищепок. Если, ребята найдут другой выход, попробовать и приять его.
Учитель-логопед уточняет у детей:
Как они удлинили платье?
Что стало с платьем?
Какое оно стало?
Педагог благодарит детей и выясняет:
Почему наших гостей не пускали на бал?
Сейчас в каких платьях они пойдут на бал?
Выполнили ли мы просьбу Прищепочки?
Четверное задание - видеофрагмент «Прищепка» с применением метода QR-кода.
Учитель-логопед просит пройти в видео зал и посмотреть фильм об истории прищепки. Но в видео зале дети обнаруживают только квадрат с черными и белыми прямоугольниками и квадратами. Учитель-логопед объясняет детям, что это QR-код. С его помощью видео закодировано.
Прежде чем приступить к раскодированию видео, обращает внимание детей на схему работы с QR -кодом:
1. Включаем камеру телефона и наводим ее на QR-код.
2. На экране появляются рамки.
3. Наводим рамки в телефоне на QR-код. На экране появляется ссылка.
4. Нажимаем на ссылку, которая появилась на экране, слушаем или смотрим информацию.
Учитель-логопед сканирует QR-код, и все участники попадают на видео. После просмотра фильма о прищепке, учитель-логопед проводит беседу.
Беседа:
О чем мы посмотрели фильм?
Кто запомнил строение прищепки? (если затрудняются дети, учитель-логопед берет в руки прищепку и просит назвать ее части).
Почему люди покупают прищепки для дома?
Как изменилась прищепка со времен первобытного человека?
Что еще можно делать с помощью прищепки?
Пятое задание «Самомассаж пальцев рук» (Фото №6)
Учитель-логопед говорит, что прищепка прекрасно помогает делать массаж пальцев рук. Предлагает детям выбрать себе по одной прищепке и «накусывать» ею каждую фалангу пальцев в ритм слов:
«Ты по пальчику шагаешь, каждый пальчик разминаешь».
Напоминает правила работы с прищепкой по технике безопасности.
Хвалит детей за их ручную умелость и старания.
Учитель-логопед: «Прищепочка приготовила всем гостям угощение, но почему-то все овощи, фрукты и ягоды перемешались. Что будем делать?»
Выслушивает детей по принятию решения.
Шестое задание дидактическая игра «Сортировка» (Фото №7)
На прищепках наклеены овощи, фрукты и ягоды, ребята сортируют фрукты, ягоды и овощи по месту произрастания и крепят к кругу на соответствующую часть.
Учитель-логопед: «Кто хочет, подвести итог о проделанной работе?» Заслушивает желающих детей. Хвалит.
Учитель-логопед подводит общий итог: «Все задание выполнены, можно идти в гости. В гости ходят с подарками, предлагаю сделать в подарок разные цветы, чтобы порадовать гостью».
Седьмое задание дидактическая игра: «Цветок» (Фото №8)
Педагог предлагает ребенку выбрать вырезанные из цветного картона кружки и подобрать прищепки такого же цвета, какой круг и прикрепить их по кругу.
Учитель-логопед спрашивает: «Какого цвета получился цветок?» Просит придумать название своему цветку. Хвалит детей.
Звучит музыка, на видео появляется девочка прищепка и благодарит детей за помощь.
Рефлексия (на ковре)
Учитель-логопед проводит итоговую беседу:
Ребята, что вам больше всего запомнилось сегодня на занятии?
Что было для вас самым сложным?
Что хотели бы еще узнать о прищепке?
В какую игру с прищепкой вы поиграли бы со своими друзьями?
Учитель-логопед просит поблагодарить друг друга, и сама благодарит детей за выполненные задания, сплоченную работу и интересные находки.