Аржакова Оксана Степановна
Рабочая программа проекта ДИП «Сонор»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа проекта ДИП «СОНОР»
педагога воспитателя
Аржаковой Оксаны Степановны
Возраст обучающихся: 5– 7 лет
Срок реализации – 2 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Организация педагогических условий игровой интеллектуальной деятельности детей связана с использованием разнообразных народных игр. Динамические игры преследования (ДИП, построенные на известном и близком детям фольклорно-этнографическом материале, содержат в себе значительный потенциал и создают социально-психологические комфортные условия для формирования и развития математического мышления детей дошкольного возраста. Система решения задач игр преследования, основанная на маневрировании ходов убегающих и преследователя, развивает пространственное воображение, логические рассуждения, гибкость, глубину, рациональность мышления и навыки счета.
Темочки:
В ДИП «СОНОР» имитируются сюжеты настоящих охотников, рыбаков и пастухов, а природные условия Якутии позволяют активно заниматься преследованием зверя. Дети с удовольствием рассказывают разыгрываемые сюжеты, увлеченно играют и обучают игре других, в том числе и родителей, так как в игру «СОНОР» с одинаковым увлечением и азартом играют и дети, и взрослые. Система решения задач игр преследования, основанная на маневрировании ходов убегающих и преследователя, развивает пространственное воображение, логические рассуждения, гибкость, глубину, рациональность мышления и навыки счета.
Дети объясняют новичкам основные правила игры за одну или две минуты и по ходу, вырабатывают нужное в жизни искусство убеждать. Интерес к игре вызывается с помощью различных фигурок игры «СОНОР», изображающих главных героев народных сказок, активизирующих внимание детей, их обследовательско-ориентировочную деятельность. Внесенные в ДИП «СОНОР» элементы творческой игры делают игру увлекательным, развивают интерес, активность, творчество, что является хорошим условием для развития математического мышления детей.
Цель программы: раскрыть интеллектуальный и волевой потенциал личности воспитанников в процессе обучения в ДИП «СОНОР».
Задачи:
1. Обучить детей технике игры в «СОНОР» и познакомить их с историей возникновения игры.
2. Активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировка их логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности.
3. Развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.
4. Воспитывать отношение к ДИП «СОНОР» как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность. Воспитывать настойчивость, целеустремленность, уверенность и волю к победе.
Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей от 5 до 7 лет. Дети в кружке занимаются 2 раза в месяц по расписанию. Программа рассчитана на 1 учебный год. При приеме детей на кружок учитываются: желание и способности ребенка; желание родителей.
Структура проведения занятий:
1. Пальчиковая гимнастика или мозговая гимнастика.
2. Объяснение нового материала или повторение пройденного.
3. Практическая часть.
4. Повторение и закрепление.
Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий, игры-конкурсы, игры-путешествия, игры- соревнования, интеллектуальные игры (викторины). Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент. Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата. Руководство детской деятельностью осуществляется на основе сотрудничества, при этом учитываются цели и задачи самого ребенка, его способности и потенциальные возможности.
Занятия предусматривают применение разнообразных методов и приемов обучения: пальчиковая гимнастика, мозговая гимнастика, рассказ, показ, объяснение, беседа, конструирование, работа с раздаточным материалом, игры-соревнования, моделирование.
Основные правила игры:
• «Убегающие» стремятся достигнуть противоположной стороны до поимки;
• «Преследователь» ловит убегающего при прикосновении фишек;
• Для перемещения фишки достаточно поставить впритык к ней резервную фишку;
• Прежде чем «ходить» необходимо оценить ситуацию и выбрать направление убегания или преследования. Фишки могут ходить в любом направлении.
• Каждая фишка «убегающего» дает по одному баллу на каждой из линий.
• После первой партии игроки меняются ролями, и разыгрывается вторая партия. Выигрывает тот, кто получил наибольшее количество баллов, играя «убегающими» фигурами. В случае ничьей выигрывает тот, кто вывел наибольшее число «убегающих» фигур. Если и в этом случае получается ничья, то могут быть использованы другие дополнительные критерии для выявления победителя.
Успешная реализация программы предусматривает постоянное взаимодействие с родителями по четырем основным направлениям: познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое. Выделяются следующие формы работы с семьей:
• информационно-просветительская работа (консультации, папки-передвижки, буклеты, памятки);
• групповые и общие родительские собрания;
• индивидуальные беседы и советы;
• открытые мероприятия, дни открытых дверей;
• мастер – классы;
• индивидуальные и групповые консультации;
• семинар - практикумы;
• анкетирование родителей;
• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
• совместное создание предметно – пространственной среды.
Формы проверки результативности занятий: турнир по ДИП «СОНОР» среди сверстников: членов кружка, воспитанников детского сада; участие в интеллектуальных играх.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Таблица 1.
Октябрь
Подготовка игровой зоны для детей.
Знакомство с полем и фигурами.
Знакомство с терминологией - фигуры, фишки, поле, ход, противоположные стороны, центр).
Обучение ходам при игре.
Развитие интеллектуальных способностей, совершенствование мыслительных операций.
Наглядно-информационное обращение к родителям с сообщением о начале работы кружка «СОНОР», с указанием целей занятий.
Занятие № 1
Беседа о ДИП «СОНОР». «Встреча с охотником»
«Мудрец. Сказка о происхождении ДИП «СОНОР»
«Волшебное поле»
Занятие № 2 Входящий мониторинг уровня умений дошкольников.
Правила игры настольного варианта
Ноябрь
Продолжать учить ДИП «СОНОР».
Формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.
Развитие и совершенствование мыслительных операций.
Воспитание усидчивости, любознательности, умения побеждать и быть побежденным. Развитие логического мышления, мелкой моторики.
Занятие № 3
Рисование игрового поля на листе бумаги. Повторение правил игры в шашки.
Правила игры: ловушки. «Кот и мыши» (подвижный вариант)
Занятие № 4 «Как научить ребёнка играть в «СОНОР»
Индивидуальные и подгрупповые занятия. Изучение правил игры.
«Охотники и зайцы» (подвижный вариант).
Изучаем правила игры: что считается победой в ДИП «СОНОР»
Декабрь
Продолжать учить детей правилам ДИП «СОНОР».
Формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
Развитие и совершенствование мыслительных операций.
Занятие № 5
Индивидуальные и подгрупповые занятия.
Дидактическая игра «Чего не стало?» или «Что изменилось?»
Занятие № 6 Интеллектуальная разминка. Викторина по знанию правил игры
Новогодний турнир по ДИП «СОНОР»
Январь
Продолжать учить детей правилам ДИП «СОНОР».
Развитие интеллектуальных способностей.
Развитие и совершенствование мыслительных операций.
Занятие № 7 В царстве смекалки: решение логических задач. Изучаем правила игры: увертывание.
Задания и задачи, развивающие логическое мышление. Литература: В. Волина «Праздник числа».
Игра между соперниками.
Занятие № 8 Показ и обучение подвижному варианту игры «Охотники и зайцы».
Показ и объяснение ходов, подсчет фишек.
Игра между соперниками
Февраль
Закрепление навыков игры.
Воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.
Развитие и совершенствование мыслительных операций.
Занятие № 9 Индивидуальные и подгрупповые занятия. Анализ сыгранных партий.
Парные игры детей. Решение ситуаций (подмечаем, сравниваем, анализируем, обобщаем). Изучаем правила игры: фишки.
Занятие № 10 Развивающие игры. Литература: «Развитие логического мышления дошкольника».
Игра между соперниками.
Март
Формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.
Развитие интеллектуальных способностей у детей.
Развитие и совершенствование мыслительных операций.
Занятие № 11 Игра-развлечение «Путешествие в сказочное королевство»
Выкладывание игрового поля из геометрических фигур на плоскости
Занятие № 12 Индивидуальные игры с отдельными детьми
Парные игры детей. Индивидуальные игры с отдельными детьми.
Апрель
Развитие и совершенствование мыслительных операций.
Формирование у детей умения пользоваться терминами при игре.
Воспитание усидчивости.
Занятие № 13 Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.
Развивающие игры. Литература: «Игры со спичками» А. Т. Улицкий.
Занятие № 14 Показ и обучение подвижному варианту игры «Цыплята и собачка».
Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.
Май
Воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.
Развитие и совершенствование мыслительных операций.
Занятие № 15 «Цыплята и ястреб» (подвижный вариант)
Индивидуальные игры с отдельными детьми. Парные игры детей.
Занятие № 16 Турнир по ДИП «СОНОР»
Игра в ДИП «СОНОР» с родителями
Итоговый мониторинг уровня умений дошкольников.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
В области познавательного развития:
• понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в пособиях;
• понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
• анализировать ход игры с выделением их отличительных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из его частей;
• проводить сравнение, сериацию по заданным основаниям (критериям);
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
В области социально-коммуникативного развития:
• оформлять свою мысль в устной речи;
• слушать и понимать речь других;
• допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться, приходить к общему решению;
• использовать в общении правила вежливости;
• самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения;
• в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.); регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил;
• признавать свои плохие поступки;
• иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что - нет.
Как подготовиться к проведению соревнований по ДИП «СОНОР»?
Динамическая игра «СОНОР» по своей природе очень близка детям, поэтому любой ребенок легко может освоить правила игры. Но настоящим хорошим игроком могут стать не все дети. Игра имеет свою тактику и стратегию, чтобы владеть этими понятиями, нужно иметь практические навыки, терпение, внимательность, волю к победе, уверенность в себе и высокий уровень интеллектуального развития, уметь ориентироваться в пространстве. Чтобы стать хорошим игроком по игре «СОНОР» нужно пройти несколько этапов:
1. Подготовительный этап:
• освоить правила игры;
• изучить принцип перемещения фигур в игровом поле;
• выбрать наиболее удачный вариант для поимки убегающей фигуры
• умело использовать хитрости;
• правильно выбрать жертву.
2. Основной этап:
• знать теорию игры «СОНОР»;
• владеть тактикой и стратегией игры;
• уверенность в себе;
• настрой на победу;
• уметь анализировать партии игр.
3. Заключительный этап:
• уверенно играть партию игры;
• уметь считать свои набранные баллы;
• уметь контролировать свои эмоции в случае проигрыша;
• знать правила проведение соревнований;
• правильный настрой.
Рассмотрим некоторые важные для игры приемы. Одна из них - далекий расчет. Следующим важным приемом является комбинация – серия жертв, которые вынуждают соперника образовать расстановку, подверженную удару, а также сам завершающий удар.
В игре «СОНОР» - три главных этапа: начало, середина и окончание. Каждый из них имеет свойственные ему одному характерные черты.
В игре существует две глобальные стратегии – это набрать наибольшее количество баллов и достижение третьей «линии жизни». Если преследователь все время нападает, то убегающие должны незаметно подготовить приманку и незаметно убегать как можно дальше. И самое главное – далекий расчет. Очень важно видеть позицию и от этого делать правильные ходы. Всегда нужно рассчитывать ход «преследователя», так как его шаг на два размера больше, чем «убегающих» фигур.
Также, чтобы детям игра была увлекательной и интересной можно использовать различные народные пословицы и поговорки.
После освоения всех этапов подготовки к соревнованиям дети участвуют различных турнирах сначала внутри кружка, затем в городских и республиканских уровнях.
Соревнования проводятся также как в шахматах по круговой или швейцарской системе. Сначала проводится жеребьевка, согласно которой каждому игроку присуждается номер. Затем составляется протокол соревнований, в который записываются все участники по итогам жеребьевки. Результат каждой партии заносится в таблицу после каждого тура.
При круговой системе существует правило, определяющее, кто с кем играет в туре при заданном количестве участников. Правило для составления таких таблиц можно найти в пособиях по проведению шахматных соревнований. В отличие от шахмат при игре «СОНОР» нет белых и черных фигур. В каждой игре партии первый ход делают «убегающие», поэтому их, условно, можно считать белыми. К тому же очки зарабатывают только «убегающие», а «преследователи» мешают им набрать много очков. Участник играет сначала за «убегающих», затем за «преследователя». Как заполняется таблица результатов видно из примера.
Как изготовить наборы к игре «СОНОР»
В настоящее время специальные наборы по игре «СОНОР» в магазинах не продаются, поэтому родителям и педагогам приходится самим делать комплекты для игры.
Комплект состоит из игрового поля с размером 30 х 40 см. и 8 фигурок – 6 убегающих и 2 преследователя. Фигуры имеют округлую форму диаметром с основанием 1,5 см и 3 см.
1 см.
9 см.
9 см.
21 см.
Фигуры для игры можно сделать из различного материала, например: соленое тесто, пластилин, дерево, глина и т. д. Мы часто используем в своей работе керапласт. Это специальная глина, которая очень удобна при лепке и хорошо держит форму изделия. При изготовлении фигурок особое внимание следует уделить основаниям. Основания должны быть круглые в виде постамента с достаточной толщиной. Фигурки закрепляются на этом постаменте прочно, устойчиво. Фигурки «преследователя» – охотник, хищные звери, пираты, динозавры и различные герои мультфильмов, сказок и т. п. Фигурки «убегающих» – жертвы, спасающиеся от преследования, могут быть различные сказочные персонажи и т. п. При игре фигурки должны касаться друг друга, поэтому не должно быть выступающих частей, мешающих соприкосновению постаментов впритык. Высота фигурок должна быть соразмерна диаметру основания. Фигурки должны быть эстетично оформлены, чтобы детям было удобно их держать, и отвечать санитарно-эпидемическим нормам. Мы ежегодно проводим выставки по игре «СОНОР» для детей, педагогов и родителей. По итогам выставки присуждаем различные номинации – «Лучший комплект по игре СОНОР», «Лучший сюжет для игры СОНОР», «Лучший атрибут года» и т. п.
Для изготовления комплектов по игре «СОНОР» привлекаем народных мастеров среди родителей и педагогов. Детям дошкольного возраста лучше использовать сюжетные фигуры более крупного размера. Дети учатся не только играть, но и правильно говорить, выражать эмоции, также развивается мелкая моторика рук, что немаловажно для развития умственных способностей.
ПЛАНЫ – КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Сценарий проведения конкурса «Знатоки «СОНОР»
Цель конкурса – закрепление теоретических и практических знаний по игре «СОНОР», развитие умственной деятельности, быстроту действий и решений, находчивость и воображение.
Игровое оборудование: Вопросы по правилам игры. Комплекты для игры - «Сложи поле игры «СОНОР». Карточки с задачами. Фишки – красные, синие, желтые (за правильные ответы). Призы для победителей.
Мероприятия освещались в средствах массовой информации.
Ход мероприятия
1. Организационный момент - 5 мин.
2. Ведущий: СОНОР – это удивительная, на первый взгляд простая игра, появилась в 1988 году, изобрел профессор математики Томский Григорий Васильевич. Сейчас много любителей этой игры. У нас также было проведено много интересных мероприятий: конференции, выставки, соревновании, круглые столы, встречи и многое другое.
3. Психологическая игра – какой музыкальный инструмент играет сейчас внутри у вас? Дети должны чувствовать свое состояние и ответить на вопрос.
4. Вопросы из правил игры СОНОР - 15 мин.
1. В каком году была создана игра СОНОР?
2. Кто является автором игры?
3. Какие версии игры знаете?
4. Сколько линий имеет поле игры?
5. Какие названия игры знаете?
6. Какая фигура начинает игру?
7. Какие правила нельзя нарушать при игре СОНОР?
8. Каковы задачи преследователя?
9. Какую роль выполняют фигуры убегающего?
10. Что развивает игра ДИП «СОНОР»
11. Герои из каких сказок были использованы при игре «СОНОР»?
12. Из каких материалов можно сделать комплекты фигур по игре «СОНОР»
5. Задачи по правилам игры СОНОР - 10 мин.
Сколько очков заработали «убегающие»?
Найди ошибку при ходе «убегающих»
Подумай и скажи: следующий шаг убегающего или преследователя
6. Игра - «Собери поле игры СОНОР» - 10 мин.
7. Подведение итога конкурса и награждение победителей - 5 мин.
Конспект занятия на тему «Волк и зайчата»
Задачи:
1. Познакомить детей с якутской игрой ДИП «СОНОР»; закрепить представление детей о понятиях «один – много», умения считать; закрепить умение ориентироваться в пространстве (вперед - назад, налево – направо - посредине). Закрепить знания детей об особенностях внешнего вида и образа жизни диких животных.
2. Активизировать и обогащать словарный запас детей; развивать зрительное восприятие, память и мышление. Воспитание честности, внимательности.
Оборудование: слайды, игровое поле, маски волка и зайчат, круги зеленого цвета, разных размеров.
Ход занятия:
Воспитатель собирает детей вокруг себя, и загадывает загадку про волка и зайчат.
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - … (Волк)
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой? (Заяц)
Ребята: мы сегодня продолжим обучение игры ДИП «Сонор». А теперь посмотрите сюда.
Ход игрока. СЛАЙДЫ: Шагом игрока называется перемещение фишек на расстояние, ровное ее диаметру. Шаг осуществляется следующим образом: 1) слегка прижать фишку к игровой доске, чтобы она случайно не сдвинулась с места; 2) поставить другой рукой вплотную к ней запасную фишку; 3) убрать исходную фишку, оставив на игровом поле запасную. Противники делают ходы фишками поочередно, причем первыми ходят «убегающие». При наступлении очередности хода игрок имеет право перемещать все свои фишки или же часть из них оставить на месте».
Правила движения игроков:
• «убегающие» стремятся достигнуть противоположной стороны до того, как их поймают;
• «преследователь» ловит убегающих. Если их фишки соприкоснулись – «убегающий» пойман;
• для осуществления хода (перемещения фишки) достаточно поставить одну фишку вплотную к другой;
• каждая фишка «убегающего» дает игроку по одному баллу на каждый из линий.
Поимка. «Убегающий», который мешает осуществлению шага «преследователя» или соприкасается с его фишкой после осуществления шага, считается пойманным.
Физкультминутка
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд
- А теперь надеваем маски, волку мы даем большие круги, а зайчатам – маленькие круги. Начинаем нашу игру.
Зайчики выстраиваются на исходную линию (по своим домикам)
Волк тоже сидит в своем домике
А пойдемте с вами в лес,
Где много сказочных чудес
И так за мной, не отставайте
И песню дружно запевайте.
Волк начинает:
Раз, два, три, четыре, пять!
Волк идет козлят искать!
Я большой и злой совсем!
Кто не спрятался – всех съем!
Первый ход делают зайчата, комментируя в какую сторону они пойдут. Заяц выкладывает свой круг на поле и встает на него, а второй держит в руках. На следующий ход выкладываем второй круг, который держали в руках. Первый обратно забираем.
Следующий ход навстречу зайчику делает волк.
И так дети, продумывая ход своей игры, стараются дойти до третьей черты.
Во время игры, когда дети выполняют свои ходы, закрепляем с детьми счет, ориентировку в пространстве:
- Сколько шагов ты сделал?
- В какую сторону ты будешь шагать?
- Теперь в какую сторону надо идти, чтоб не попасть волку?
Рефлексия:
- В какую игру сегодня играли?
- Как игра называется? (если дети затрудняются ответить, напомнить им название игры)
- Вам понравилась игра? (Да).