Получи документы

«Дикие животные Донского края» Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы

Марина Нестерова
«Дикие животные Донского края» Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы.

Тема: "Дикие животные Донского края".

Возрастная группа – средняя

Провела: Нестерова М. А.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое раз-витие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: создать условия для формирования у детей представлений о животном мире Донского края.

Задачи:

1. Актуализация знаний дошкольников о животных, обитающих в Ростовской обла-сти.

2. Показать разнообразие животного мира донского края, связи между ними.

Темочки:

3. Рассмотреть воздействие животных на другие компоненты природы и жизнь чело-века.

4. Узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных: волка, лисы, дикого кабана, лося, выдры, ласки и т. д.

5. Активизировать и пополнять словарь: фауна, сайгак; формировать интонационную выразительность речи.

6. Развивать логическое мышление, наблюдательность.

7. Воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим, любовь к природе родного края.

Материалы и оборудование: части тела животных (уши, хвосты, кукла Колобок. но-утбук, слайды с изображением диких животных Донского края, аудиозапись.

Ход занятия.

Воспитатель:

- Сегодня к нам в гости «пришёл» сказочный герой. (Слайд № 1)

- Кто это, ребята? (Показывает игрушку) Вы его узнали? (Колобок)

- Колобок покинул дедушку, бабушку и покатился по тропинке, которая шла прямо через нашу донскую степь. (Слайд № 2) Сколько всего интересного в степи! А Колобок был очень любознательным.

- Вот и мы сегодня с вами отправимся в путешествие по донской степи. (Слайд № 3)

Воспитатель:

- Катится Колобок по тропинке и видит, что из-за кустов выглядывают то ли чьи-то уши, то ли чей-то хвост.

- Задумался Колобок: «Кто же это прячется за кустами?» (Дети по разрезным картин-кам определяют чей хвост, чьи уши)

Д/и «Угадай, кто это?»

Воспитатель: Катится Колобок дальше по широкой донской степи, а ведь раньше на Дону водились стада тарпанов (диких лошадей, бесчисленные стада сайгаков, оленей и диких кабанов. (Слайд № 4) Широкие степные просторы наложили свой отпечаток на жизнь животных. Открытый горизонт, недостаток влаги выработали у степных живот-ных быстрый бег, умение закапываться в землю. Нора для многих обитателей - спасе-ние от многих невзгод. У степных животных острые и сильные зубы, когти, рога, креп-кие копыта. Ведь нужно рыть подземные норы-ходы, мчаться по грубой высохшей траве.

(Слайд № 5)

- На территории области встречаются 70 видов млекопитающих.

Наиболее многочисленны, грызуны (29 видов): сурки, суслики, мышь полёвка, мышов-ки, слепыши.

(Слайд № 6)

- В Красную книгу Ростовской области внесены 4 вида грызунов: земляной заяц, ему-ранчик обыкновенный, мышовка степная, пеструшка степная.

(Слайд № 7)

- Хищников на территории Ростовской области встречается 12 видов. Каких животных относят к хищникам? (волк, лиса, хорёк, ласка, выдра, енотовидная собака) Представи-тели семейства собачьих – волк, енотовидная собака, лисица.

(Слайд № 8)

- И представители семейства куньих – барсук, выдра, горностай, ласка, норка, хорёк.

- Как вы думаете, нужны ли хищники в составе животного мира? (ответы детей)

Д/и «Собери семью»

- Прикатился Колобок на поляну, а там животные со всей степи собрались, плачут. Оказывается, потеряли они своих детенышей.

- Ребята, надо помочь животным. Назовите маму и ее детенышей, и тогда они соберут-ся все вместе.

Лиса – лисёнок – лисята;

лосиха — лосёнок – лосята;

волчица — волчонок – волчата;

зайчиха – зайчонок – зайчата;

барсучиха – барсучонок – барсучата.

- Помог Колобок и покатился дальше, а на - встречу ему:

(Слайд № 9)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех. (волк).

Волки - водится почти во всех краях нашей страны. Они хорошо переносят и сильные морозы, и жару. Волк опасный хищник. Летом он нападает на разных зверей. Питается копытными, грызунами, зайцами, птицами. Часто волки нападают на домашних живот-ных. Летом волк сыт, а зимой почти всегда голоден. Зимой волки очень агрессивны. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Живут они стаями по 10-12 вол-ков. Волк может пройти до 60–80 км за ночь.

Воспитатель: Не испугался Колобок волка и покатился дальше. Катится он себе, катит-ся и вдруг в высокой траве оврага мелькнул рыжий хвост. Остановился Колобок –замер.

(Слайд №10)

Ловко прячется в норе,

Любит шарить во дворе!

Схватит куру – и в леса!

И зовут её… (Лиса).

- Лисица - чёткий и хитрый хищник, обладающая ценным мехом, и часто живущая в непосредственной близости от людей. Она не могла не стать героем разных легенд и сказок. В отличии от волка, у всех лисиц более короткие лапы, длинные и тонкие клы-ки, лисица обитает почти на всей территории Евразии. Питается лиса, главным обра-зом, мелкими животными. Преследовать добычу бегом - это не для неё, она предпочи-тает иной метод охоты: подкараулить жертву и сделать неожиданный бросок. Лисы большие мастерицы на выдумки, когда им надо добыть пищу. Не раз наблюдали, как лиса обманывает птиц притворившись мертвой. А ещё лисы бросают ёжиков в воду, чтобы заставить тех развернуться и хватают его за брюшко, лишенное иголок!

- Ох, и испугался Колобок лису. Покатился он дальше, а на пути его – водоём.

Физминутка «Колобок»

(Слайд № 11)

- Выдра обитает у пресных водоёмов. Хорошо плавает. Питается главным образом ры-бой.

(Слайд № 12)

- Ласка питается грызунами, уничтожая большое количество представителей мыши-ных. Последнее время ласка встречается на садовых участках. Приживаясь там, она ис-требляет большое количество мышей. Однако люди, путая ласку с крысой, уничтожа-ют её. Принося тем самым вред, причём, прежде всего себе.

(Слайд № 13)

Енотовидная собака - один из наиболее близких родственников собакам. Это коротко-ногое животное с пушистым хвостом. На случай опасности у них есть особый вид за-щиты претвориться мёртвым. Врагов у неё много: волки, рыси, лисицы, порой даже бродячие собаки. Да и человек зачастую охотится на енотовидную собаку из-за её ме-ха.

Обрадовался Колобок, что ни выдра, ни ласка, ни енотовидная собака не едят колоб-ков.

- А еще Колобок подумал, что все животные такие разные. И волк, и лисица, и еното-видная собака живут в норах. Для своих нор они выбирают места в лесопосадках, предпочитая корни вывороченных деревьев, кучи высохших высокорослых растений. (Слайд № 14,15,16)

Д/и «Подбери парное слово»

Подберите к каждому животному слово-признак.

Лиса (какая) – … хитрая;

Заяц (какой) — … трусливый;

Волк (какой) – … злой;

Медведь (какой) — … косолапый;

Выдра (какая) - … водоплавающая.

(Слайд №17)

- Копытных животных на территории Ростовской области немного. Постоянно обитают кабан, косуля, олень и лось. Периодически, как мигрирующее животное, на территории области появляются сайгаки.

(Слайд № 18)

- Сайгак – это некрупная антилопа размером с домашнюю овцу, обитающая на обшир-ных засушливых равнинах. Это настоящие кочевники. Они способны питаться на ходу, терпеть жажду. Основная их пища – степная трава, особенно солянки. Раньше сайгаков в степи было много. В настоящее время ведутся работы по восстановлению численно-сти этих животных. Сайгак имеет длинный и чрезвычайно подвижный нос, похожий на хобот. Обоняние, как, впрочем, и слух у него довольно слабы, а вот зрение острейшее. Живет небольшими стадами, но в условиях нехватки пищи сайгаки собираются в стада, насчитывающие тысячи голов, и совершают длительные переходы в поисках мест, бо-лее подходящих для жизни. Рога есть только у самцов и достигают они 30 сантиметров в длину.

Катится Колобок дальше по лесостепи, вдруг слышит шум. Что же это может быть?

(Слайд № 19)

Не голос – громкая труба,

Большая верхняя губа,

На нем - громадные рога,

Ему природа дорога.

В лесостепи крупнее зверя не нашлось

Раз он – сохатый, значит … (лось).

- Лось - самый большой зверь, живущий в наших лесах. Зимой лоси держатся неболь-шими стадами. Питаются лоси корой и молодыми ветвями деревьев.

(Слайд № 20)

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван,

Этот зверь лесной … (кабан).

Обычно кабаны живут семьями по 3-10 особей. Питается он плодами деревьев, ягода-ми, орехами, семенами, зелёными частями растений. Живут кабаны около 10-12 лет.

- Путешествовал Колобок по бескрайней Донской степи и не заметил, как наступил ве-чер, пора было возвращаться в свою сказку. Да, и нам ребята пора прощаться с Колоб-ком. (Слайд № 21)

Какая ширь здесь и приволье!

Южнее полосы лесов

Лежит ковёр из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам.

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь

А зовётся это … степь.

Итоги занятия:

1. Назовите диких животных Донской степи?

2. Какие животные Ростовской области занесены в Красную книгу?

3. Назовите хищников, которые обитают в нашей области?

4. Каких обитателей водоёмов вы запомнили?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» во 2 младшей группе.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Наш цветник»Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Наш цветник» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида№ 29» Конспект непосредственной образовательной.

Конспект НОД «Как дикие звери зимой в лесу живут» по ознакомлению с миром природы в старшей группеКонспект НОД «Как дикие звери зимой в лесу живут» по ознакомлению с миром природы в старшей группе Цели: Формировать представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними. Задачи: Закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дикие животные Донского края» Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы
Опубликовано: 25 января 2025 в 13:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Дикие животные Донского края» Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы» (включая файлы) размещена пользователем Марина Нестерова (УИ 508578) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 января 2025 понедельник
Мы помним твой подвиг, Ленинград!
День освобождения Красной армией крупнейшего "лагеря смерти" (Освенцима)
Вольфганг Амадей Моцарт - композитор гений!
День малахитовой шкатулки
28 января 2025 вторник
День лего-конструирования!
Знакомимся с художником Куинджи



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД