Жигулина Валентина
Конспект занятия «Звук [ы] и буква Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук [Ы] и буква Ы.
Тип занятия : подготовка детей к обучению грамоте.
Цель: Знакомство с буквой Ы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком и буквой Ы;
- уточнить произношение звука [ы];
- выделять звук [ы] из состава слова;
- упражнять в образовании существительных множественного числа;
- в согласовании числительных, прилагательных и существительных;
Публикация «Конспект занятия „Звук [ы] и буква Ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
- развивать память;
Воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: Настольные зеркала;, картинный материал, карточки.
1. Орг. момент
-Ребята, я буду называть вам слова, а вы должны назвать слово во множественном числе (последнюю букву тянем, кто называет тот садится.
Зонт-зонты мост
стол фрукт
пол плод
цветок куст
конфета гора
хвост гриб
банан шар
нос дуб
зуб
Какой одинаковый звук вы слышали в каждом слове?
Вспомним наше правило: звуки мы произносим и слышим, буквы видим и пишем
2. Основная часть
Артикуляция звука ы : губы в улыбке, но не напряжены; зубы разомкнуты; кончик языка отодвинут от зубов; воздушная струя выходит свободно; голос работает
Характеристика звука
Расскажите, как мы произносим звук [ы]? Какой это звук? (Гласный) Почему? (Звук [ы] гласый, т. к. его можно тянуть и петь) Каким цветом обозначается?
Игра «Поймай звук»
-Дети сейчас мы будем ловить Ы, слушайте внимательно когда улышите Ы хлопайте в ладоши.
а, о, ы, э, и, у, ым, ум, ам, он; ды, мы, ма, па; сыр, мак, рак, дым, топоры, сумка. тыква.
Слова со звуком [ы]
К нам в гости пришел котенок Пых, он нес нам картинки, но вдруг налетел ветер и перепутал их.
-Помогите Пыху отобрать картинки, в названии которых есть звук [ы]. Расскажите, где этот звук находится, в середине, в конце. Слово никогда не начинается со звука [ы]. Потому что он трусишка и всегда прячется за соседями.
(рыба, мыло, тыква, кусты, дыра, мартышка, мышка) (Дети находят нужные картинки ставят их на доску и объясняют почему)
Физминутка
-Немного отдохнем.
Тыр-пыр, восемь дыр, (хлопать в ладоши)
В каждой дырке - целый мир, (сделать руками большой круг)
В каждом мире - вкусный сыр, (погладить себя по животу)
В каждом сыре - восемь дыр. (попрыгать на месте)
-Повторим, помогайте мне рассказывать стихотворение.
А теперь сядет тот мальчик или девочка который назовет мне слово из физминутки со звуком [ы]
Упражнение «Часы»
-Что это? (Это часы) Часы бывают разные. Расскажем Пыху о том, какие часы бывают, помогайте мне. Часы на руке - как называются? (наручные) Часы на стене (настенные); на улице (уличные); на столе (настольные); на полу (напольные).
Знакомство с буквой Ы
-Ребята а вы знаетев каком домике живет звук [ы] на письме обозначается буквой ы (картинка, обвести указкой). Из каких частей состоит буква Ы. Поробуем нарисовать букву в воздухе : начинаем сверху, движемся вниз, делаем круг, рядом рисуем палочку сверху вниз. Молдцы. Повторим.
А как вы думаете на что похожа буква Ы.
Авторы сочинили много стихов о букве Ы например :
Ы… Какая ты толстушка!
Твой животик как подушка.
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы —
Все мы знать ее должны.
-Попробуем выложить букву ы из деталей которые у вас на столе и начинайте.
3. Подведение итогов
-Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились? (с буквой ы) Звук Ы какой (гласный) Почему? Кто приходил к нам в гости? (Пых) Какие слова со звуком Ы вы запомнили?