Алена Альберт
Конспект занятия «Звук и буква С» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Рефлексия.
II. Основная часть.
1. Знакомство с темой – отгадывание загадок:
a) «Лежит под крылечком, хвост колечком» – собака;
«Сто одёжек – все без застёжек» – капуста;
«Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт» – лиса;
«Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит» – самолёт;
b) проговаривание получившегося ряда слов – «Запомни, повтори»;
c) выделение звука С.
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Произнесение звука С, характеристика: согласный, свистящий, твёрдый.
3. Воспроизведение слоговых рядов:
са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс ста-сто-сту-сты аст-ост-уст-ыст
со-су-сы-со ос-ус-ыс-ас сто-сту-сты-ста ост-уст-ыст-аст
су-сы-са-со ус-ыс-ас-ос сту-сты-ста-сто уст-ыст-аст-ост
сы-са-са-су ыс-ас-ос-ус сты-ста-сто-сту ыст-аст-ост-уст
4. Выделение на слух звука С (хлопком, дифференциация С-Сь-З-Ш-Ц-Щ:
сом, щётка, зайка, собака, шум, стол, самолёт, зубы, сядь, цапля, посуда, сирень, шуба, квас, синий, сон, щель, самосвал, поднос, закат.
5. Произнесение слов со звуком С:
a) проговаривание картинок на доске;
b) игра «Закончи предложение» – дополнение предложений словами в ед. или мн. числе по картинкам на доске:
В лесу растут высокие (сосны). На опушке леса стоит стройная (сосна).
На деревьях пожелтели (листья). Соня рисует кленовый (лист).
На улице ночью громко лают (псы). В нашем дворе живёт большой и умный (пёс). Мама поставила на стол чистые (стаканы). Она взяла в руки стеклянный (стакан);
c) проговаривание оставшихся картинок, определение места звука С в словах.
6. Составление предложений по индивидуальным картинкам:
a) подбор имён на С: Таня, Катя, Соня, Дима, Саня, Толя;
b) составление, проговаривание предложений по образцу: Соня ест суп из миски.
7. Физкультминутка со скороговоркой:
На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.
А кокосы высоко, а кокосы далеко.
8. Деление слов на слоги – знакомство с игровыми способами определения слогового состава.
9. Звуко-слоговой анализ слова СУП, составление схемы слова.
10. Знакомство с буквой С (рассматривание, отыскивание, прописывание пальцем в воздухе вместе с логопедом).
11. Упражнения с разрезной азбукой: звуковой анализ, синтез, преобразование по следам анализа:
ас-са-сам-сом
ус-су-сук-суп
12. Составление рассказа по сюжетной картине «Соня и собака»:
a) подбор имени девочке на С – Соня;
b) подбор слов на С к этой картинке: скамейка, сосна, собака, куст, кусок, сад, высокая;
c) составление рассказа с помощью вопросов:
- Что это?
- Где стоит дом?
- Где высокая сосна?
- Что стоит под сосной?
- Кто сидит на скамейке?
- Кто сидит у скамейки?
- Что у Сони?
- Кому даёт Соня кусок хлеба?
Вот дом. У дома сад. В саду высокая сосна. Под сосной стоит скамейка. На скамейке сидит Соня. У Сони кусок хлеба. У скамейки сидит собака. Соня даёт собаке кусок хлеба.
III. Итог. Произнесение, характеристика звука С.
Игра «Отгадай слово»: ле., поя., фику., анана., компа., ква., кла., уку., насо., но., автобу., уксу. ; .ам, .ом, .уп, .ад, .ани, .умка, .ова, .апоги, .амолёт, .оня, .обака, .камейка.
Задачи:
1. Закрепление правильного произношения звука, знакомство с буквой С.
2. Определение места звука в слове.
3. Деление слов на слоги. Звуко-слоговой анализ слов типа СУП.
4. Составление предложения с данным словом по предметной картинке.
5. Закрепление образования мн. ч. существительных.
6. Составление рассказа по сюжетной картине с помощью вопросов.
Оборудование:
o предметные картинки на С;
o наборы для составления схем;
o разрезные азбуки;
o сюжетная картина «Соня и собака».
Закрепление на других занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей:
1. Проговаривание слоговых рядов со стечением согласных – игра «Запомни, повтори» типа ста-сто-сту-сты, аст-ост-уст-ыст и т. д.
2. Отработка произношения слов со стечением согласных:
киоск, лист, хвост, скамейка, сандалия, киска, песня, басня, статуя.
Игры «1-2-5-9», «Много – нет».
3. Деление слов на слоги – игры «Бегите ко мне», «Поезд».
4. Определение места звука в слове – игра «Поезд».
5. Проговаривание скороговорок на С (повторение).
6. Игры с картинками на С: «Что изменилось?», «Отгадай картинку».