Светлана Помазенкова
Конспект открытого комплексного занятия по обучению грамоте «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого комплексного занятия по обучению грамоте, развитию связной речи и экологического воспитания
Тема занятия : «Зимующие птицы».
Занятие проводит : учитель-логопед Помазенкова С. А.
Программное содержание : Актуализация словаря по теме «зимующие птицы». Развитие связной, диалогической речи. Закреплять умение детей составлять рассказ-загадку по схеме описания птиц. Развивать мышление, память, творческое воображение. Закреплять и углублять представления детей о зимующих птицах, их повадках, голосах, внешнем виде и питании зимой. Воспитывать гуманное отношение детей ко всему живому, чувство милосердия, закладывать основы экологической культуры личности.
Публикация «Конспект открытого комплексного занятия по обучению грамоте „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Оборудование: мультимедийное оборудование, демонстрационные и раздаточные картинки с изображением птиц, план-схема описательного рассказа, индивидуальные схемы звуко-буквенного анализа слов, таблицы с ребусами; кассета с классической музыкой Чайковского «Святки» (декабрь, из цикла «Времена года», кассета с записями голосов птиц.
Предварительная работа: Занятия-беседы, вынесение на улицу кормушки для птиц с кормом, наблюдение на прогулке за поведением птиц. Слушание кассет с классической музыкой и голосами птиц. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки). Драматизация сказки «Как сорока клеста судила».
Рисование, аппликация, складывание из бумаги (Оригами) – птиц. Составление папки «Рассказываем с мамой», посещение вместе с родителями «Государственного Дарвинского музея»
Организационный момент: (Звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года»)
Педагог читает стихотворение О. Высотской «Мастерица зима» :
Пришла зима, хлопочет: укутала в снега
Все кочки и пенечки, скамейки и стога.
Зима велела дубу накинуть пышный мех,
На ель надела шубу, тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели на веточках берез.
Они не улетели. А выдержат мороз?
1. Загадки
Педагог: Ребята, а какие еще птицы выдержат мороз? Отгадайте загадки.
Эта птица-непоседа Она маленькая птичка,
Одного с березой цвета. И зовут ее … (синичка)
Кто это? (сорока)
Красногрудый, чернокрылый, Я по дереву стучу,
Любит зернышки клевать. Червячка добыть хочу,
С первым снегом на рябине Хоть и скрылся под корой,
Он появится опять. Все равно ты будешь мой!
Кто это? (снегирь) (дятел)
Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым: «Клее-кле-кле» – поет со свистом? (клест)
2. Игра: «Составь рассказ-загадку о птице»
На доске План-схема описательного рассказа о птицах (Ткаченко Т. А.)
- Какие части тела у птицы есть? Какого цвета оперение?
- Зимующая или перелетная птица?
- Где и как строит себе дом?
- Чем питается?
- Когда высиживает яйца?
- Какую пользу приносит человеку?
Например:
У этой птицы есть голова, глаза, клюв, туловище, крылья, лапки, хвост. Тело покрыто перьями. Грудка красная, спинка серая, на голове черная шапочка, хвост и крылья черные. Это пролетная птица. Прилетает в города зимой, а весну, лето и осень проводят в северных лесах, на родине, там и строят свои гнезда, выводят птенцов. Питается летом насекомыми, а осенью и зимой ягодами рябины, семенами клена, ясеня и разных трав, а также почками деревьев. Польза в том что, эти птицы истребляют насекомых и помогают упавшим семенам произрастать. (Снегирь)
3. Игра «4 лишний»
Педагог: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «4 лишний» - игра про птиц. Какая птица лишняя? Объясни почему?
Кукушка – ворона – воробей – сорока
Синица - Клёст – щегол – свиристель
Ястреб – коршун – орёл – перепёлка
Каких ещё хищных птиц вы знаете? (Сова, филин)
Где они живут? Чем питаются?
4. Динамическая пауза: Игра «Расскажи рассказ руками»
Дети рассказывают историю про Орла и Олениху, показывая движения руками и произнося текст:
На высокой скале паслись олени. – (руки скрещены над головой)
В тени лежал маленький оленёнок. - (ладошки к правой щеке)
Орёл высмотрел оленёнка и - (руки за спину, поворот головой)
бросился на него. – (плавные махи руками)
Мать услышала шум крыльев - (руки скрещены над головой)
громадной птицы.
Олениха встала на задние ноги - (руки согнуты впереди)
около детёныша.
Передними пыталась защитить его - (попеременно руки вперёд)
Орёл отступил. – (шаг назад)
Он полетел к своему гнезду. – (плавные махи руками)
5. Игра: «Как помочь птицам зимой?»
Педагог: Хищные птицы сами найдут себе корм. А как быть когда зима вступила в свои права? Дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода. Холодно птицам зимой, голодно. А чем мы с вами в городе Москве можем помочь нашим пернатым друзьям? (Устроить для них кормушку.) Мы для птиц сделали птичью столовую, положили в нее корм. Что любят птицы? (Ответы детей)
Снегири, свиристели: ягоды рябины, боярышника, почки деревьев, семена клена, арбуза, тыквы
Голуби, воробьи, вороны: хлебные крошки, крупу, семена подсолнуха
Сороки: ягоды рябины, боярышника, семена, клена
Синицы: семена растений, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, овес, пшено, хлебные крошки, несоленое сало
Умеете ли вы кормить птиц? Назовите правила кормления птиц :
Во время подкормки птиц нельзя сорить и оставлять мусор.
Кормить надо в одном и том же месте, в одно и тоже время, тогда птицы будут сами прилетать к этому времени.
Кормить регулярно, ежедневно, именно в морозы пища должна быть каждый день, чтобы птицам выжить.
Корма класть в кормушку надо немного для того, чтобы подкормить, поддержать птиц в трудное время.
Педагог: если птицы сыты, то им не страшны морозы, птицы будут активны, и весело щебетать свои песенки.
6. Игра «Определи птицу по ее пению».
Дети слушают кассету с записями голосов птиц, дают названия птицам. (Воробей, ворона, синица, сова, дятел, сорока, свиристель, снегирь, клест.)
7. Игра: «Выложи схему слова»
У детей на столах конверты со схемой звуко-буквенного анализа, картинки с изображением птиц : ЛАСТОЧКА, КУКУШКА, СИНИЦА, УТКА, СОВЫ. (По уровню развития слова раздаются детям)
8. Ребусы
Угадай, какая здесь птица?
ЛАС. Ласточка – какая птица, зимующая или перелетная?
У. Уточка – какая птица, зимующая или перелетная?
Правильно, перелетная птица, но на водоемах которые зимой не покрываются льдом утки остаются зимовать.
Где в нашем микрорайоне Матвеевское мы можем встретить уток? (В овраге на реке Сетунь.)
Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше занятие. Что вам больше всего запомнило? Давайте сделаем вывод: Птицы – наши друзья. Они делают нашу жизнь красивее и богаче; приносят огромную пользу, уничтожая вредителей, распространяя семена растений и деревьев. Будем же и мы к ним милосердны, заботясь о них, когда им нужна наша помощь. Ведь редкие, исчезающие птицы занесены в «Красную книгу Москвы».
В выходные дни вы мы с вами ездили в Государственный Дарвинский музей. В музее нам выдали «Экологический паспорт Москвича», потому что вы не только много знаете о живой природе но и помогаете ей. Детям раздаются на память буклеты «Птицы» - по страницам Красной книги Москвы.