Татьяна Никанорова
Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
закреплять знания детей по развитию речи и обучению грамоте;
совершенствовать умения самостоятельно, выразительно передавать содержание сказки;
продолжать учить проводить слоговой анализ слов;
упражнять в составлении предложений по схемам;
способствовать пополнению, уточнению и активизации словарного запаса;
воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, самостоятельность.
Публикация «Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: чтение сказки «Три медведя», «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», дидактические игры: “Живые слова”, «Раздели слово»
Материал:
кукла – Машенька,
иллюстрации сказок, предметные картинки, мяч, фланелеграф, корзинка с буквами, схемы предложений.
Ход занятия:
Предлагаю детям поиграть в пальчиковую игру “Цветочек” :
Утром рано он закрыт (кисти рук в сомкнутом состоянии)
Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга)
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу (пальцы плавно расходятся)
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик (пальцы сомкнуты)
И теперь он будет спать (исходное положение рук)
До утра как птенчик (имитация сна).
Воспитатель: А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это весеннее утро, надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение?
Игра “На что похоже ваше настроение?” (с мячом).
Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу. Тот, у кого мяч, описывает свое настроение.
Воспитатель: Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение.
Вот с таким настроением начинаем наше занятие.
Воспитатель проводит с детьми артикуляционную гимнастику: «Шапка да шубка – вот и весь Мишутка» (дети произносят чистоговорку в разном темпе и с разной силой голоса).
Игра “Раздели слово”.
Дети стоят. Воспитатель называет слово. Передает мяч ребенку, который должен поделить слово на слоги и сказать, сколько слогов в слове.
Предлагаю детям сесть на места, напоминаю об осанке.
(слышится плач)
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет. Пойду, посмотрю (приносит куклу – Машеньку).
Воспитатель: Что стряслось, Машенька, почему ты плачешь?
Машенька: Я заблудилась….
Воспитатель: Заблудилась? Не расстраивайся, Машенька, мы тебе постараемся помочь.
Воспитатель: Смотри, какая красивая корзина (показывает корзину, украшенную цветами). Эта корзина непростая, цветы в ней необычные.
- Скажите ребята, что необычного в наших цветах? (это цветы буквы). Уточняем, какие это буквы, почему они написаны красным маркером. Дети объясняют, какие буквы называются гласными, чем они отличаются от согласных.
Машенька, мы хотим тебе подарить корзину с необычными цветами. В своей сказке, ты сможешь играть с друзьями в нашу игру. Мы сейчас покажем как мы играем.
Игра “Составь слоги”.
Воспитатель предлагает желающему пройти и украсить корзинку согласным звуком. Дети составляют слоги. Предложить украсить корзинку еще нескольким детям по желанию.
Игра «Придумай слово с названным слогом».
Воспитатель называет слог, дети придумывают слова с этим слогом. 3-4 слога.
Воспитатель: Вот такую волшебную корзинку мы подарим тебе Машенька.
Воспитатель: А сейчас поможем Машеньке вернуться в ее сказку. Может ты из такой сказки? (показываю иллюстрацию из сказки «Хаврошечка») Напомните Машеньке эту сказку.
Пересказ сказки.
Машенька: Нет, это не моя сказка, не было в ней коровушки-матушки.
Воспитатель: Ничего страшного! Вот еще книжка! Может ты из этой сказки? (Показываю иллюстрацию к сказке «Гуси лебеди») Давайте напомним Машеньке эту сказочную историю. (Пересказ)
Машенька: (плачет) Нет и это не моя сказка. Я потерялась и никогда не найду свою сказку.
Воспитатель: Как же нам помочь Машеньке? У меня тут есть картинки – подсказки, может они помогут.
Воспитатель выставляет на фланелеграфе стулья, кроватки. Предлагает детям сказать, что они видят. После перечисления предложить назвать одним словом – «мебель», затем на фланелеграф помещается картинка с тарелками, ложками, предлагаю сказать, что видят и назвать одним словом – «посуда».
Воспитатель: Из какой же сказки эти предметы? Кому они были нужны? (если дети затрудняются – показать иллюстрацию к сказке «Три медведя»)
Машенька: Большое спасибо, ребята! Я вспомнила свою сказку. За вашу доброту, за вашу помощь, я подарю вам на память свою картинку! До свидания! (Машенька уходит)
Физминутка
Распускаются листочки, (сложенные вместе ладони “раскрыть” в
правую и в левую стороны)
Появляются цветочки, (присесть и медленно встать)
Головой кивают, (кивок головой)
Солнышко встречают. (поднять руки кверху, показать солнышко)
Воспитатель: Ребята, а давайте мы составим Машеньке письмо. (Воспитатель предлагает две схемы. Обращает внимание на количество слов в предложениях.
1. 2.
/___ ___. /___ ___ ___ .
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Живые слова».
Игра “Живые слова”.
Воспитатель называет слова детям, они должны выстроить предложение.
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы! Вы научили Машеньку не только составлять слоги, но и придумывать слова на эти слоги. А еще вы помогли Машеньке найти свою сказку.
Сейчас я вам раздам смайлики, и если вам понравилось занятие, то нарисуйте радость, а если нет – то грусть.