Елена Криворотова
Конспект открытого занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах : умение узнавать птиц по внешнему виду и называть их, представление о видах питания зимующих птиц и способов добывания ими корма, особенности образа жизни. Стимулировать речевую активность детей. Продолжать развивать умения поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи, правильно отвечать на вопросы воспитателя.
Публикация «Конспект открытого занятия по ознакомлению с природой в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Способствовать развитию слухового восприятия, мышления, памяти, воображения, внимания.
Продолжать воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время; воспитывать экологическую культуру; воспитывать самостоятельность, эстетические эмоции. Продолжать воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и друг друга.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Птицы», наблюдение за птицами во время прогулок, на тему «Птицы» заучивали загадки, играли в игры. рассматривание картинок с птицами; прослушивание записей с голосами птиц; чтение художественной литературы: «Перелетные и зимующие птицы»
М. Борисенко, «Птичья столовая» В. Бианки, «Воробей и дятел, Совы.»
Н. Сладков, «Птицы-соседи», «Голубь» В. Корабельникова, «Сидит снегирь на ветке…» М. Пляцковский, «Зарумянились кустарники» Л. Татьяничева, «Скачет шустрая синица» А. Барто; беседы о птицах; НОД рисованием, лепкой и аппликацией, на которой дети изображали птиц.
Материал и оборудование: Магнитные передвижные доски, мультимедийные проектор, аудиотехника, экран беломатовый, иллюстрации с изображением зимующих птиц, конверты,, карточки с изображением зимующих птиц, карточки с изображение перышек разного цвета, карточки с карманами расположенными в два ряда, предметные картинки с изображение корма птиц, посылка, плакат.
Ход занятия:
В: Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей, давайте с ними поздороваемся и подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение и утро было добрым.
А теперь посмотрите на меня, я хочу прочитать вам стихотворение.
(воспитатель читает детям стихотворение «Доброе утро»).
«Доброе утро» солнцу и птицам
«Доброе утро» улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
В: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, кто-то постучал к нам в окно. Я подошла к окну, открыла его, и в группу залетел голубь. В клюве он держал конверт с письмом. Прочитаем его!
(Воспитатель читает письмо).
«Дорогие ребята! Нам сейчас очень тяжело, холодно и голодно! Помогите нам, пожалуйста! Но сделать вы это можете только в том случае, если покажете свои знания о нас До встречи на прогулке».
В: Чтобы помочь зимующим птицам, нужно лучше знать их образ жизни, повадки, знать, чем они питаются. Как вы думаете, справимся?
Поэтому я предлагаю вам посетить «Птичью выставку», где экскурсоводами будем мы с вами и покажем свои знания.
(воспитатель предлагает детям подойти к передвижной магнитной доске, на которой иллюстрация с изображением синицы).
В: Как называется эта птица.
Д: Синица.
В: Что вы знаете о синице?
Д: Птица лесная, но зимой перебирается ближе к людям.
В: Какого цвета ее оперение?
Д: Ответы детей.
В: Чем питается синица?
Д: Зимой птица ест все : хлеб, зерна, сало, крупу).
(Воспитатель предлагает детям составить короткий рассказ о синице)
Д: Синица – это небольшая птичка с желтенькой грудкой, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
(обобщающий рассказ сопровождается показом слайдов соответствующего содержания на экране).
В: Продолжаем нашу экскурсию. (Переходим к следующей иллюстрации, на которой изображен дятел).
В: Как называется эта птица?
Д: Дятел.
В: Какой окрас у дятла?
Д: У самца на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у самочки дятла ее нет.
В: Почему дятел в лесу часто стучит по дереву?
Д: Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
В: Чем питаются дятлы?
Д: Ответы детей
Д: Дятел - это очень трудолюбивая и умная птица. В народе его называют "лесным доктором". Живут дятлы в дремучих лесах, держаться на деревьях и очень редко спускаются на землю. орехами, Добывают корм острым крепким клювом. Любят семена еловых и сосновых шишек.
(обобщающий рассказ сопровождается показом слайдов соответствующего содержания на экране).
В: Ребята поможем дятлу, добыть пищу.
Пальчиковая гимнастика «Дятел»
Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
В: Молодцы, теперь много червячков у дятлов.
Дети переходят к следующему иллюстрацию, на которой изображен снегирь.
В: Как называется эта птица?
Д: Снегирь.
В: Дети, как вы думаете, слово «снегирь» связано со словом «снег»?
Д: Нет, название «снегирь» птицы получили за ярко-красный оттенок брюшка.
В: Чем отличается по внешнему виду самочка снегиря от самца?
Д: Самки отличаются от самцов тем, что грудка у них не красного цвета, а бурого с серым оттенком).
В: Чем питаются снегири?
Д: Питаются снегири семенами, почками растений и ягодами, из которых выклевывают семечки. Птенцов они тоже кормят растительными кормами. Насекомых в пищу яркие птицы почти не употребляют.
Д: : Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
(обобщающий рассказ сопровождается показом слайдов на экране соответствующего содержания).
Релаксация «Согрей птичку».
В: Представим себе, что вы нашли замерзающую птичку. (Выражение удивления, огорчения). Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на неё, что бы согреть, прижимают к груди, гладят по головке, выпускают на волю. (Выражение лица радостное).
В: Покажем, как радостно они кружатся в воздухе, когда чувствуют заботу людей,
Физминутка:
музыкально – ритмическая композиция «Птицы» (дети имитируют движения птиц под музыкальное сопровождение).
В: Какие восхитительные были птицы! Молодцы.
Дети переходят к следующей иллюстрации, на которой изображен голубь.
В: Как называется эта птица?
Д: Голубь.
В: Какой окрас у голубя?
Д: Окраска у голубей бывает черной, каштановой, синей, светло-сизой (голубой, сиреневой, коричневой, желтой, красной, вишневой, пепельной, белой и др.).
В: Голубь по размеру меньше или больше воробья?
Д: Голубь больше воробья.
В: Чем питаются голуби?
Д: Питаются семенами растений, зерновыми культурами).
В: «Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе».
(обобщающий рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов соответствующего содержания на экране).
В: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?
(воспитатель показывает птицу, а дети называют её).
В: Конечно, ребята, зимой птицам холодно и голодно и очень много птиц от этого погибает. Чтобы птицам стало теплей предлагаю вам подарить им по перышку.
Дид. игра «Подарим птице перышко» (дети садятся за столы)
Для того чтобы выполнить это задание возьмите карточку с кармашками в два ряда и карточки с перышками разного цвета. Перышки будем раскладывать в нижний ряд, будьте внимательны, чтобы не ошибиться.
В: Вложите желтое перышко - в первый кармашек нижнего ряда.
Красное перышко вложите - в третий кармашек,
а коричневое – в пятый.
В четвертый кармашек вложите серое перышко,
а во второй – белое.
А теперь, откройте окошки с птицами, проверим, правильно ли вы раздали перья птицам.
Скажите, кому из птиц мы дали коричневое перышко? А кому – желтое?
Кто получил серое перышко? А белое? Кому из птиц мы дали красное перышко?
Молодцы, были внимательны, старались и справились с заданием. Я уверена, что от каждого перышка птице стало ещё теплей.
В: Дети, я что то слышу, а вы слышите.
Д: Нет.
(Звучит звук вертолёта в аудиозаписи).
В: Ребята, на что похож этот звук.
Д: Он похож на звук вертолёта.
В: Как будто он к нам на подоконник прилетел. Подойду посмотрю! (подходит к подоконнику и видит там посылку).
Воспитатель читает детям от кого она и кому – посылка от Деда Природоведа. Открываем посылку, находят в ней пустой плакат и конверты с картинками.
В:Дети, как вы думаете, что бы мы могли с этими картинками сделать полезного?
(Предполагаемые ответы детей).
В: Ребята, чтобы ваши знания помогли другим детям правильно заботиться о зимующих птицах, предлагаю вам оформить их в виде плаката, который будет называться «Заботимся о птицах зимой». Этот плакат мы подарим
детям в другую группу нашего сада, а может быть даже и в другой детский сад. Принимаете мое предложение?
Д:Да.
В:У нас будет три подгруппы. Каждая будет выполнять свое задание.
I – подгруппа
Выберите и приклейте только зимующих птиц.
II – подгруппа.
Выберите и приклейте кормушки, которые безопасны для птиц.
III – подгруппа.
Выберите и приклейте корм, который для зимующих птиц.
В: Посмотрите друг у друга, правильно ли вы выполнили задания, помогите тому кто ошибся или затрудняется.
Теперь из наших работ составим общий плакат который будет называться «Заботимся о птицах зимой».(Составляют общий плакат из частей, рассматривают его). И обязательно покажем его нашему голубю, и он расскажет своим друзьям – птицам, как много вы знаете, как надо заботиться о зимующих птицах, что вы очень хотите и будите им помогать.
С нашей помощью они все обязательно доживут до весны!
В: По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«СПАСИБО ВАМ ВЕЛИКОЕ!»
Рефлексия:
Ребята, что вам больше всего понравилось.
Что для вас сегодня было интересного?
А в каких заданиях вы испытывали затруднения?
Я надеюсь, что бы расскажите своим друзьям и родителям, о том как надо заботиться зимой о птицах