Евгения Волик
Конспект открытого занятия по обучению детей с ТНР грамоте «Звук [Д] и буква Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук и буква «Д».
Цель. Создание условий для формирования у детей представлений о букве «Д» и звуке [ Д ].
Задачи.
Образовательные.
• Формировать зрительный образ буквы через использование кинестетического песка, девайсов и интерактивной доски.
• Совершенствовать навык чтения слогов и слов с новой буквой.
Развивающие.
Публикация «Конспект открытого занятия по обучению детей с ТНР грамоте „Звук [Д] и буква Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• Развивать фонематическое восприятие («Ушки - послушки», «Назови звук»); навыки звукового анализа слов (ДОМ, ДЫМ, тонкую моторику («Волшебные гонзики», «Буква из песка», графомоторные навыки (девайсы).
Воспитательные.
• Воспитывать умение действовать сообща, в подгруппе и самостоятельно.
Оборудование: звуковые домики, магниты, черные полоски из картона и белые палочки, гонзики и перчатки, профили букв, буквы – пазлы, картинки с изображением дома и дыма, стол с песком, девайсы, влажные салфетки, коробочка для палочек, интерактивная доска.
Предварительная работа.
Лепка из песка изученных букв, прописывание букв в девайсах; разучивание песенки для гонзиков, игры с гонзиками, чтение слогов и слов с проденными буквами; игры на развитие фонематического восприятия.
Ход.
Заинтерисовывающий момент.
Видео – обращение детей к «Деду Морозу». Дети с Гонзиками на указательных пальцах ведут диалог.
1-й реб: Дед Мороз на Новый год
Всем подарки принесёт.
2-й реб: Мы ему письмо писали
И подарки заказали:
Папе - 25 газет,
Чтоб хватило на обед,
Маме – 25 помад.
(Папа будет очень рад)
1-й реб: Ну а мне пришли, Дедуля,
Не конфеты, не пирог,
Мне пришли на каждый пальчик
Удивительный «глазок»!
2-й реб: С Новым годом всех поздравлю
И друзей всех позабавлю!
Дети, а вы знаете, кто такие «гонзики»? Какие они? А что они любят делать? Ответы детей : «гонзики» любят читать, петь буквы, играть с пальчиками… (добиваться полных ответов). Вот и сегодня они хотели с нами поиграть со своей любимой буквой, но мы эту букву ещё не знаем и они передумали с нами играть. Что же нам нужно сделать, чтобы гонзики к нам вернулись? Как вернуть нам наших гонзиков? Ответы детей. Верно, мы просто выучим букву и будем дальше с ними играть. А что же это за буква мы сейчас с вами отгадаем.
1. Игра: «Посмотри и назови»1-6 слайд.
Назар, что ты видишь? Я вижу дверь. Молодец. Даша, что ты видишь? Молодцы, всё перечислили на картинках.
2. Выделение звука [Д] из слов. Сообщение темы занятия. 7 слайд.
А теперь внимательно послушайте и скажите: какой звук вы слышите чаще всего? Педагог называет картинки с 7 слайда. Ответы детей. Правильно, умнички! Звук [Д] .
3. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам:
- Прислушайтесь, как звучит звук [Д]. Мы можем спеть этот звук? Мы можем широко открыть рот при произнесении звука? Что нам мешает? Верно, зубки. Как вы думаете гласный это звук или согласный? Почему?
- Звонкий или глухой? Верно, звук [Д] – согласный, звонкий, а в каком домике будет жить наш звук? Ответы детей : в синем домике. Даша посели букву в домик.
4. Игра: «Ушки послушки». Развитие слухового внимания.
А сейчас игра для наших внимательных ушек. Обратите внимание – у каждого из вас лежат волшебные палочки и полосочки. Они приготовили для нас сюрприз. Ваши ушки послушки сейчас внимательно будут слушать, а вы скажите: сколько раз слово ДОРОГА будет произнесено верно? Когда услышите верное слово отложите палочку на полосочку посередине. Логопед произносит слова: «дорога, дырога, дорога, дурога, дорога». Сколько у вас получилось палочек. Верно, молодцы, я произнесла слово правильно 3 раза, а теперь присоедините свои полосочки, посмотрите, они превратились у нас в дорогу. А теперь соберите и принесите мне свои полосочки и палочки
5. Знакомство с буквой.
А как же выглядит буква –Д-? Вот она какая – 8 слайд.
Мы сейчас будем считать палочки: одна палочка слева, 2 – вверху, 3 – справа, 4 – внизу – четыре длинных палочки и две коротких (два хвостика). Педагог проговаривает вместе с детьми.
6. Игра: «На что похожа буква –Д-?». Ответы детей, затем слайд 9.
Домик на ножках с большим окошком. Повторите все вместе? (Слайд повторяется по ходу проговаривания детей). Домик на ножках с большим окошком. А теперь сами – повторяют еще раз. Появляется 10 слайд. Вот какой у нас домик на ножках с большим окошком.
7. Написание буквы.
А хотите нарисовать такую интересную букву? А как же мы будем рисовать букву –Д-? (указательный жест на стол) Верно мы будем писать букву в девайсах. Садитесь пожалуйста на места, держите спинки ровно, включайте девайсы. Видите стрелочки? Рисовать нужно по этим стрелочкам. Какие вы молодцы, все старались. Выключайте девайсы. А каким способом еще можно нарисовать букву? Ответы детей. Сегодня мы будем с вами букву лепить из песка. (Если кто-то из детей быстро справился с заданием, то педагог предлагает помочь другому или поменяться местами).
8. Развитие мелкой моторики.
Ой, смотрите, появился домик, похожий на букву –Д-. Кто в нем живёт? Да это же гомзики пришли с нами поиграть. (Дети надевают перчатки и гонзиков, поют песню).
9. Гомзики, скажите пожалуйста, что будет если звук –Д- подружить со звуком –А- (с –О-, -У-, Э) дети читают слоги. Слайд № 11. А гонзики любят пропевать слоги вот так – задаётся ритм музыкой. Гонзики по имени Лиза и Артем нам сейчас споют (ДА-ДА-ДА / // …
10. Анализ и синтез слов. Слайд 12.
Дети, кому нравится картинка ДОМ – встаньте слева, а кому нравится картинка ДЫМ – встаньте справа от меня. Молодцы! Первая команда собирает слово «дом», а вторая слово «дым». Послушайте, какой первый звук вы будите собирать (педагог произносит слово, выделяя первый звук слова [д], кто будет собирать этот звук.? (Анализ слов проводится с каждой командой). На старт, внимание, марш! Дети собирают буквы пазлы и составляют из них слово. Проверьте пожалуйста, правильно вы составили слова? Слайд №12. Чтение слов. Умнички, все справились с заданием.
Итог.
Ребята, вам понравилось играть? Во что больше всего играть понравилось Лизе (Назару, Софе, Ксюше., а что было для вас самое трудное? Ответы детей. Мы обязательно научимся и нам будет легко справляться с заданиями. А теперь мы выучили ещё одну букву и сами можем написать письмо Деду Морозу, пойдемте в группу и напишем деду Морозу все свои заветные желания.