Нина Архипова
Конспект занятия «Эти удивительные камни» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: Познакомить детей с разными видами камней, со свойствами, камней, расширять представления детей об использовании камней.
Задачи:
Обучающие: формировать умение классифицировать камни по признакам; активизировать поисковую и творческую деятельность детей через проблемные ситуации.
Публикация «Конспект занятия „Эти удивительные камни“ для старшей группы» размещена в разделах
Развивающие: развивать логическое мышление, визуальную память, закреплять умение работать с увеличительными приборами, формулировать выводы, высказывать свою точку зрения.
Воспитательные: Воспитывать интерес к неживой природе, умение считаться с интересами сверстников.
Оборудование: фотографии, картины горных ландшафтов, наборы камней по числу детей, лупы, контейнер с водой, деревянные бруски, ложка, подносы, салфетки маленькие и большие, коробка с ячейками.
Предварительная работа: беседа с детьми о горах, рассматривание картин и фотографий с изображением гор, рассматривание глобуса и расположения самых высоких гор нашей страны и нашей планеты на карте мира; рассматривание камней и минералов.
Ход занятия
Восп-ль Ребята, сегодня на занятии я предлагаю вам «превратиться» в ученых. Мы сейчас отправимся в лабораторию, где будем проводить опыты. А чем мы будем заниматься вы узнаете, отгадав загадку:
«В сережках у мамы огнем он горит,
в пыли на дороге ненужный лежит,
меняет он форму, меняет он цвет,
а в стройке годится на тысячу лет
он может быть мелким, в ладошке лежать,
тяжелый, большой, никому не поднять,
кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети: Камень
Восп-ль: Вот сегодня мы будем проводить опыты с камнями.
Опыт № 1: «Определение цвета и формы и размера»
Дети внимательно рассматривают камни, делятся наблюдениями, определяют цвет камней (серый, синий, коричневый, красный, зеленый, белый и т. д., находят самые большие и самые маленькие камни.
Восп-ль: давайте рассмотрим камни через лупу.
Дети рассматривают и делают вывод, что камни бывают разными по цвету и форме, имеют разный размер, камни имеют трещины, крапинки, дорожки, ямочки и узоры.
Восп-ль: Давайте, дети, сделаем зарисовки по результатам наших наблюдений.
Работа детей в дневниках наблюдений.
Опыт№ 2 «Определение веса»
Восп-ль: Я предлагаю вам на минутку стать весами. Что делают весы?
Верно, весы взвешивают.
Дети поочередно держат камни в ладошках и стараются определить самый легкий и самый тяжелый камень.
Восп-ль: Чтобы определить тяжелые камни или легкие, я предлагаю вам провести еще один опыт при помощи воды. Посмотрите, у вас на столах стоит контейнер с водой и лежит деревянный брусок. Как вы думаете, что тяжелее? Проверим. Один из вас возьмет камень, а другой брусок. Опустите в воду. Что получилось?
Дети: Камень опустился на дно, а брусок остался на поверхности.
В воде камень изменил цвет, стал намного ярче.
Восп-ль: Какой вывод можно сделать?
Вывод: камни имеют разный вес: могут быть легкими и тяжелыми. Камни тяжелее деревянного бруска. Мокрые камни становятся более яркими.
Опыт №3 «Определение фактуры поверхности»
Восп-ль: Для этого опыта нам понадобятся очень чувствительные пальчики. Возьмите любой камень и погладьте его. Что вы чувствуете? Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (гладкая и шероховатая) Подумайте, где можно чаще всего встретить гладкий камень? (У моря) Почему у него нет острых углов? (вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.) Дети делятся своими открытиями и делают вывод: поверхность камней может быть разной: гладкой и шершавой.
Опыт № 4 «Определение температуры»
Восп-ль: Ребята, сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность. У меня на столе контейнер с теплой водой. Мы поместим камни в воду, а сами немного отдохнем.
Физкультминутка
Игра «С другом мы пойдём гулять»
С другом мы гулять пойдем,
Речку — каменку найдем.
(встают парами, шагают на месте)
Речка весело журчит
И по камушкам бежит.
(руки вперед, движение «волна»)
Через речку мы вдвоем
По мосточку перейдем.
(шагают на месте)
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Из камней построен дом,
(движение «кулачок об кулачок»)
Мы с тобой в него войдем.
(руки над головой в форме «крыши»)
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Домик прочный из камней,
(руки над головой в форме «крыши»)
Для друзей всегда открыт!
(руки в стороны ладонями вперед).
Восп-ль: Давайте посмотрим какими стали наши камни, потрогайте их. Что вы можете сказать?
Дети: Камни стали теплыми, они нагрелись от воды.
Вывод: Камни имеют свойство нагреваться и долгое время держать тепло.
Опыт№5 «Определение твердости и прочности»
Восп-ль: Теперь сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одной руке пластилин, а в другой камень. Что произойдет? (ответы детей)
Вопс-ль: Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек пластилина, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно-сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло (пластилин изменил форму, а почему потому, что он мягкий, а камень нет, потому, что он твердый, уроните его на пол, он разбился? Нет! Значит он какой? (Ответы детей)
Правильно, прочный.
Вывод: Камни твердые и прочные.
№6 Использование камней
Восп-ль: Ребята, а вы знаете где человек использует камни?
Дети: в строительстве дорог, мостов.
Из камней делают камины. Лестницы, памятники.
Используют для изготовления женских украшений.
Морские камни используются для лечения.
Восп-ль: Правильно, ребята! Еще в давние времена люди заметили, что некоторые камни очень прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камни больше используются для отделки метрополитенов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц, каминов.
Восп-ль: Предлагаю вам проверить себя: правильно ли вы все запомнили.
игра «Правильно-не правильно»!
1. Камень тонет в воде?
2. Камень прозрачный как стекло?
3. Камень легкий как пух?
4. Мокрый камень темнее, чем сухой?
5. Камень тянется в разные стороны как резинка?
6. Обычный камень шершавый, а морской гладкий?
7. Из камня можно вылепить любую форму?
8. Камень может плавать в воде как дерево?
9. Камень рвется как бумага?
10. Мокрый камень становится мягким?
11. Все камни одинакового размера?
12. Камень можно разрезать ножницами?
Итог занятия:1 Чем мы сегодня занимались?
2 Вам понравилась наша работа?
3 Что вам больше всего запомнилось?
4 Хотели бы вы ещё позаниматься в лаборатории?
5 Вы активно работали?
Ответы детей.