Оксана Юрьевна Ловыгина
Опыт работы «Организация работы с детьми с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы с детьми в группе компенсирующей направленности
Количество детей с нарушениями речи увеличивается с каждым годом.
Слайд 1. Общее недоразвитие речи (ОНР) - сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефект произношения и фонемообразования.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
Комплексную работу по коррекции недоразвития речи важно начинать именно в дошкольном возрасте, т. к. это наиболее благоприятное время для формирования речи и ее развития.
Слайд 2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ гласит, что образование является общедоступным и не допускает дискриминации в сфере образования. В рамках реализации данного закона в МБДОУ «Детский сад № 5» работает 1 группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Укомплектование группы происходит с учетом возраста и степени речевого недоразвития. Обучение и воспитание детей с нарушением речи - это первая ступень непрерывного образования в системе дошкольного образования.
Основной состав группы компенсирующей направленности на 2020-2021 учебный год из 20 человек следующий: дети с общим недоразвитием речи - 14 человек, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - 5 человек, с фонетическим недоразвитием речи - 1 человек.
Во время организации режима пребывания детей в ДОУ проводится артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда, которые проводятся вечером. Логопед ведет тетрадь по взаимодействию с педагогами, где фиксирует детей, с которыми надлежит упражняться. 4 раза в неделю проводятся фронтальные занятия согласно комплексно-тематическому планированию и с учетом личностных особенностей воспитанников. Разработанные конспекты занятий вместе с коррекцией различных речевых нарушений позволяют развивать и совершенствовать психические процессы.
В начале обучения задания предлагаются в упрощенном варианте, постепенно сложность заданий увеличивается. Во время проведения коррекционного занятия у детей активизируются все анализаторы организма, развивается зрительное и слуховое восприятие, тактильные ощущения, чередуются различные виды деятельности.
Слайд 3. Решение коррекционных задач образовательного процесса в группе компенсирующей направленности невозможно без создания предметно-развивающей среды.
Слайд 3. При организации предметно-развивающей среды учитываются индивидуальные особенности, возраст и личные интересы детей, что создает возможности для успешного вовлечения детей в процесс познания и приобретения необходимы навыков и умений, творческих способностей. Играя, дети практикуются в правильности произношения звуков в словах, автоматизируют поставленные звуки, развивается диалогическая и монологическая речь, интонационная выразительность. Что ведет, в свою очередь, к быстрой и безболезненной социализации и интеграции воспитанников.
Слайд 3. Дети относятся к речи педагогов как эталону родной речи и языка. Нужно безукоризненно проговаривать все звуки в словах, четко произносить окончания слов и каждое слово в предложении, правильно употреблять ударение в словах, речь должна быть слегка замедленной, не громкой, выразительной, доброжелательной.
Слайд 4. Стимулирование речевой деятельности должно происходить по инициативе самого ребенка. В процессе работы необходимо применять приемы и методы, направленные на формирование активной позиции ребенка. Необходимо взаимодействовать с ним, занимая партнерскую позицию, создавая ситуации успеха при общении - вот главный принцип. Однако, сложнее всего создать такой микроклимат в группе, при котором педагог является неоспоримым авторитетом, при котором поддерживается необходимый уровень дисциплины.
Слайд 4. Постоянная стимуляция познавательной деятельности, пробуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру, не обходится без развития мелкой моторики рук. При помощи пальчиковой гимнастики, дидактических игр, тематических занятий по аппликации, лепке, рисованию, выполнения графических упражнений в тетради, массажа кистей рук и пальцев, развивается не только мелкая моторика, но и воображение, координация движения рук, сенсорный опыт, дети учатся доводить работу до конца.
Слайд 4. Развитие интеллекта и устранение двигательных расстройств зависит от взаимодействия и сформированности полушарий головного мозга. Работу головного мозга и психических процессов позволяют систематизировать определенные двигательные упражнения. А именно элементы кинезиологических упражнений. Кинезиологические упражнения можно использовать в качестве динамических пауз во время занятий, как малоподвижную или дидактическую игру, как одно из упражнений во время утренней гимнастики, побудки и т. д.
Слайд 4. Создание оптимальных условий и качественное предоставление образовательных услуг невозможно представить без участия родителей. Построить корректную работу не только с детьми, но и с их семьями, вот главная задача педагога. Родители должны знать режим работы группы, требования, предъявляемые к детям во время пребывания в саду. Для формирования активной позиции, родителей привлекают к разработке и реализации совместных взросло-детских проектов. Посещение родителями различных семинаров, практикумов, консультирование, родительские собрания в нетрадиционном стиле повышают педагогическую компетенцию родителей. В социальных сетях создаются специальные сайты и группы, где у родителей есть возможность ознакомиться с работой педагогов, посмотреть отчеты о проведенных мероприятиях, оставить свои вопросы и пожелания.
Создавая условия и реализуя особые образовательные потребности детей данной категории педагоги, помогают им занять свое место, реализовать себя как личность, быть нужным и полезным обществу.
Использование инновационных технологий в образовательном процессе
Слайд 5. Основные инновационные технологии:
- информационно-коммуникационные технологии,
- игровые технологии,
- здоровьесберегающие технологии,
- технология проектной деятельности,
- ТРИЗ – технологии,
- квест - технология,
- технология «Лэпбук»,
Из данного перечня инноваций я не использую только ТРИЗ-технологии, поскольку требуется повышение квалификации в данном направлении. Инновационные технологии положительно влияют на обучаемость, способствуют повышению эффективности методик обучения и воспитания детей, интенсивному развитию интеллекта в дошкольном возрасте.
Слайд 6. В своей работе я широко и активно использую информационно-коммуникационные технологии (ИКТ, которые представляют собой комплекс учебно-методических материалов, основанный на применении технических средств и программного обеспечения в воспитании детей и направленный на совершенствование педагогической деятельности работников дошкольных учреждений. ИКТ предусматривают использование в педагогическом процессе обучающих видеофильмов, аудиозаписей, мультимедийных презентаций, электронных пособий и т. п. В режиме самоизоляции я проводила онлайн-занятия с детьми с применением портала «Мерсибо».
Слайд 7. Игровая технология представляет собой способ организации обучения в форме различных педагогических игр, предполагает моделирование ситуаций, создание сюжета и персонажей, а также поиск необходимых действий для выполнения задания в соответствии с установленными правилами.
Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи.
На слайде вы видите игры: «Какой формы?», «Построй замок» с проговариванием слов и словосочетаний на определенный звук на каждую деталь, «Посмотри и собери» на зрительно-пространственную ориентировку и счет, а также согласование существительного с числительным, драматизация сказки «Репка», игра с мячом «Подбери слово».
Слайд 8. Здоровьесберегающие технологии - технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры (проводятся для организации двигательной активности в режиме дня). Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.
В работу с детьми включаю разные по содержанию подвижные игры с правилами (сюжетные и бессюжетные, а также игры малой подвижности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, значительное место занимает использование элементов логоритмики - сочетания движений с речевым материалом.
Применение в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
На слайде вы видите динамические паузы на фронтальном занятии.
Слайд 9. Технология проектной деятельности
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе нашего детского сада проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Метод проектов тесно связан с технологией исследовательской деятельности. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы, а детям старшего дошкольного возраста необходимо предоставлять больше самостоятельности.
Метод проектной деятельности для меня является малоизученным. В этом учебном году я обратилась к коллегам воспитателям с предложением реализовать проект по лексической теме «Посуда». Детям пришло письмо от Снегурочки и Снеговика, в котором был изображен пустой праздничный стол. Дети подошли к проблемной ситуации: у Деда Мороза не было посуды, чтобы накрыть стол для гостей. В течение недели мы узнавали все о посуде, подключили родителей в изготовлении чайной и столовой посуды ко дню рождения Деда Мороза, Снеговик и Снегурочка доставили посылку имениннику, на вечерних и индивидуальных занятиях дети выполняли различные устные и графические задания. Завершением проекта был открытый показ ООД по развитию связной речи «Составление описательного рассказа с опорой на схему».
Слайд 10. Лэпбук – ещё одна инновационная форма работы с детьми. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, вкладышами, окошками, которые дети могут передвигать, открывать, складывать, изучать и дополнять самостоятельно. В лэпбук собирается материал по определённой теме и дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания.
Лэпбук – это наглядно–практический метод обучения, определённый этап самостоятельной или совместной исследовательской, познавательной деятельности детей, которую дети проделывают в ходе изучения определённой темы.
Технологию Лэпбук я мало использую. На слайде представлен лэпбук по лексической теме «Зима».
Слайд 11. В образовательном процессе квест – это специально организованный вид исследовательской деятельности, где обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам (в реальности, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий.
Делаем вывод, что образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны реализовать образовательные задачи. Но в отличии от учебной проблемы, в образовательном квесте есть элементы сюжета, ролевой игры, связанные с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, и для решения образовательных задач используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.
На слайде представлена квест-игра «Добро пожаловать в логопедический кабинет!», во время прохождения которого дети искали логопедический кабинет по указателям, выполняя задания логопеда (артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, задания на внимание и на развитие фонематического восприятия).
Слайд 12. Спасибо за внимание!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016 624с.
2. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018 240с.
3. Воробьева В. В. Нарушение звукопроизношения в структуре ОНР [Электронный ресурс] //Ведущий образовательный портал России: Инфоурок. 2016 - Режим доступа: https://infourok.ru/user/vorobeva-vera-vladimirovna/blog/narushenie-zvukoproiznosheniya-v-strukture-onr-10282.html (дата обращения: 12.02.19).