Паклина Елена
Конспект занятия в старшей коррекционной группе для детей с ТНР «Звук [В]» на материале лексической темы «Цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия в старшей коррекционной группе для детей с ТНР.
Тема: «Звук «В» на материале лексической темы «Цветы».
«Сказка о цветах»
Подготовлен: Паклиной Еленой Юрьевной
учителем-логопедом высшей квалификационной категории
МБДОУ №54 города Кургана
г. Курган 2022 год
Темочки:
- Буквы В, Ф и звуки [В], [Ф]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».[1] Важно обогащать эти ощущения и восприятия. Воспитанники, поступающие в группы для детей с ТНР, часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их с предметами.
Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивать наблюдательность, мышление, обогащать словарный запас. Большое внимание уделяется развитию грамматического строя речи (соотнесение прилагательного с существительным в роде и числе). Речевой материал был подобран с целью развития фонематического слуха и восприятия и практического закрепления произношения звука «В». Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. Данное занятие построено с учетом технологии игрового обучения. Дети легко запоминают необычное, фантастическое, забавное. Для активизации внимания и мыслительной деятельности дошкольников с ТНР на итоговых занятиях часто используем сказки, театрализацию, игры. Речевой материал подобран с учетом возможностей детей, уровнем их речевого развития, возрастными особенностями.
Конспект логопедического занятия.
Форма проведения: подгрупповое.
Вид занятия: комплексное (формирование лексико-грамматических категорий, фонетическое)
Тип занятия: итоговое.
Тема занятия: «Звук «В» на материале лексической темы «Цветы».
«Сказка о цветах».
Цель: Усвоение характеристики звука «В», обогащение словарного запаса по теме «Цветы».
Коррекционно-образовательные задачи:Учить давать характеристику звука «В»;Закреплять названия цветов;Развивать грамматический строй речи в процессе согласования существительных и прилагательных в роде, числе.
Коррекционно-развивающие задачи:Развивать фонематические процессы;Совершенствовать логическое мышление, память, восприятие, внимание;
Коррекционно-воспитательные:Воспитание партнёрских взаимоотношений в группе детей;Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: Иллюстрации к сказке, листы-раскраски, магнитофон, план-схема характеристики звука.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, продуктивная.
Ожидаемые результаты: дети умеют давать характеристику звуку, определять слова с заданным звуком, правильно проговаривать названия цветов, соотносить существительные и прилагательные в роде и числе, отвечать на вопросы полным предложением, пересказывать простые короткие тексты.
Ход занятия.
1.Организационный момент (активизация мыслительной деятельности)
2 мин.
- Вы любите слушать сказки?
- Сегодня мы отправимся в сказку.
Но для надо выполнить одно задание. Готовы?
- Послушайте стихотворение и догадайтесь, какой звук нам встретится в сказке чаще других.
ВЕРТОЛЕТ ВЕРТЕЛ ВИНТАМИ
ВОЛНОВАЛ ТРАВУ С ЦВЕТАМИ [7]
2.Характеристика звука «В» (учить давать характеристику звука)
2 мин.
- Чтобы попасть в сказку надо рассказать какой характер у этого звука.
(Дети дают характеристику звука -В- с опорой на план-схему характеристики звука.)
3.Сказка о цветах. (совершенствование внимания, памяти, фонематического слуха)
8 мин.
«Сказка о цветах».
Царя страны цветов звали Нарцисс. Он собрал всех своих подданных и объявил им свой указ, который гласил, что их главная задача – сделать окружающий мир красочным и разноцветным. А по сему, кто бы или что бы не встретилось им по пути – окрасить, не жалея своих лепестков. Цветы построились в колонны. Они были готовы к выполнению приказа.
Подошли цветы к реке и увидели, что волны бесцветны. Вышел вперед Василек и подарил волнам свой цвет. Напились цветы голубой водицы и продолжили свой путь.
На берегу реки стояло бесцветное ведро. Подбежал к ведру Мак и покрасил ведро красными лепестками. Теперь ведро стало красивым.
А рядом с ведром лежала бесцветная тыква. Ей очень понравился яркий Одуванчик.
И этот цветок с радостью подарил тыкве свой ярко-желтый цвет.
На обратной дороге колонны цветов повстречали бесцветную вазу. Она была очень печальная. Чтобы развеселить вазу все цветы постарались и раскрасили её в разные цвета. Ваза обрадовалась и стала разноцветной. Она поблагодарила цветы и даже помогла им быстрее добраться до своей страны.
4.Физкультурная пауза. (развитие пространственной ориентировки, темпа и ритма движений)
1мин.
- Давайте, ребята, мы вместе с цветами отправимся в страну цветов.
(Двигаются в такт магнитофонной записи (пьеса «Синева» группы «Спейс»).
5.Беседа о сказке (развитие диалогической речи, закрепление согласования прилагательных с существительными в роде и числе)
8 мин.
- А в стране цветов царь Нарцисс уже ждал своих подданных. Он обратился к ним с вопросом:
- Василек, с кем поделился своим цветом?
- А ты, мак, с кем поделился своим цветом?
- А ты, мой верный друг, одуванчик кого порадовал в пути?
- Ещё кому вы подарили свой цвет?
Царь Нарцисс остался доволен всеми цветами. Он очень любил, когда мир был веселым и разноцветным.
(Дети отвечают на вопросы).
6.Игра «Кто больше?» (развитие слухового внимания, фонематического слуха)
2 мин.
- Василек так обрадовался похвалам царя Нарцисса и решил для него собрать все слова со звуком «В» из Сказки цветов. Вы поможете Васильку?
(Ответы детей: в слове ВАСИЛЁК звук -В- в начале слова, в слове ТЫКВА звук -В- в середине слова и т. д.)
7.Итог занятия. (развитие памяти, работа над связной речью)
2 мин
-Названия каких цветов встретились нам в сказке?
(Ответы детей.)
Царь Нарцисс прислал вам в подарок, фотографии цветов, но только их надо раскрасить. (Всем детям раздаются раскраски с цветами из сказки).
- А закончим нашу сказку стихотворением, которое вы сегодня поучите на вечернем логочасе.
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным…
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным![3]
Литература:
1. Козак О. Большая книга игр для детей от 3 до 7.— СПб., «Союз», 2000.
2. Короткова Э. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., 1982.
3. Лалаева Р., Серебрякова Н. Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001.
4. Лопухина И. С Логопедия. Речь. Движение. — М., Дельта, 1997.
5. Минаева В. Развитие эмоций дошкольников. Занятия Игры. — М., Аркти, 1999.
6. Миронова С. Развитие речи дошкольников на логопе дических занятиях. — М., 1991.
7. Сайкина Е. Г., Фирилева ЖЕ. Физкульт-привет минуткам и паузам. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
8. Юдина С. Мои любимые праздники. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.