Пальмина Лариса
Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование осуществляются координированной деятельностью дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Их взаимодействие обеспечивается и контролируется деятельностью центральной нервной системы. Процессы жизненного и речевого дыхания значительно отличаются друг от друга. Процесс жизненного дыхания протекает ритмично, рефлекторно. Особенности речевого дыхания связаны с тем, что оно включено в процесс речи, является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодии.
Публикация «Развитие речевого дыхания на материале лексической темы „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зимующие птицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Физиологическое дыхание детей с речевой патологией имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы.
Дошкольникам с речевой патологией необходимо развивать физиологическое, а в дальнейшем и речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.
При изучении лексической темы по развитию связной речи «Зимующие птицы» в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с нарушениями речи мы постарались использовать игры и упражнения для развития ротового выдоха. Девочки группы согласились самостоятельно изготовить дыхательные тренажеры. Они выбрали картинки совы и снегиря.
Затем вырезали из цветной бумаги птичьи перья.
Осталось только наклеить перья одним концом, чтобы второй был свободным и мог реагировать на воздушный поток.
Вот какие птицы у них получились.
Можно обучаться длительному целенаправленному ротовому выдоху.
Тем временем мы занимались развитием речевого дыхания на материале изученной темы.
Снегирь.
И. П. : ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2- и. п., на выдохе произносить: «И-и-И-и-И-и!», меняя высоту голоса. Повторить 3-4 раза.
Сова.
И. П. : ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2- и. п., на выдохе произносить: «У-У, У-У, У-У!», Повторить 3-4 раза.
В лесу темно, все спят давно,
Одна сова не спит, на суку сидит,
Во все стороны глядит:
«У-У, У-У, У-У»
Так мы закрепили сочетание дыхания с проговариванием стихотворных текстов, добились умения длительно или многократно произносить звук на одном выдохе, продолжили развитие силы, продолжительности и целенаправленности дыхания.