Получи документы

Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию на тему «Хлеб — наше богатство!»

Ольга Бебенова
Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию на тему «Хлеб — наше богатство!»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативная, познание, физическое развитие.

Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба

Задачи: 1. Расширять знания у детей о значении хлеба в жизни человека, с его историей; обобщать знания воспитанников о процессе выращивания хлеба; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда; знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;

Публикация «Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию на тему „Хлеб — наше богатство!“» размещена в разделах

2. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение, обогатить словарный запас воспитанников. Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух.

3. Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его; интерес к традициям; закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности.

Материалы и оборудование: хлеб, сюжетные картины, колосья ржи, пшеницы, зерна пшеницы, хлебобулочные изделия, мука, детские грузовые машины, образцы ржаного и пшеничного хлеба (по количеству детей).

Словарная работа:

обогащение словаря : элеватор, агроном, колос, зерно, борона, снегозадержание.

активизация словаря: трактор, сеялка, комбайн, рожь.

Методы и приемы: беседа, вопросы к детям, обобщение ответов, рассматривание иллюстраций, исследовательская деятельность, просмотр презентации, работа над пословицами, работа со схемами, дидактические игры.

Предварительная работа: беседа о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц; проговаривание чистоговорок; беседа; чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев ржи и пшеницы; заучивание стихотворения “Хлебушек”; чтение сказки “Колосок”; отгадывание загадок о хлебе, хлеборобах; изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

Сегодня мы поговорим о самом главном продукте – хлебе. С хлебом и солью встречает самых дорогих гостей наш народ. Это считается символом благополучия и гостеприимства.

(Дети выходят с караваем хлебом и солью - читают стихи. Один угощает гостей караваем)

Полина Ч. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Никита Г. Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим –

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Витя З. Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека.

Полина Т. В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Леонид К. В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

2. Основная часть.

Воспитатель: Тема нашего занятия : "Хлеб - наше богатство". Народная мудрость гласит: «Хлеб — всему голова». Дети, помните, я давала вам домашнее задание, вы его подготовили? Кто нам расскажет, какие пословицы и поговорки ещё есть о хлебе? (Ответы детей.)

а) пословицы и поговорки.

«Без хлеба – нет обеда».

«Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Будет хлеб – будет и песня».

«Много свету – много хлеба».

«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».

«Хлеб надо всегда доедать».

«Хлеб нельзя бросать на пол».

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

«Не трудиться – хлеба не добиться».

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи».

«Кто не работает – тот не ест».

— Скажите, пожалуйста, как вы понимаете пословицу “Будет хлеб – будет и песня”.

( Предполагаемые ответы детей: Когда на столе есть хлеб, всем хорошо. Когда настоле есть хлеб, весело. Если ты сытый, настроение хорошее. Когда поешь, хочеся петь, веселиться.)

б) история хлеба.

Воспитатель: Действительно, без хлеба не обходится ни скромный завтрак, ни праздничное застолье. Когда накрывают стол к обеду, первым ставят хлеб. С хлебом встречают самых дорогих и желанных гостей.

Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)

Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.

Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.

Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети: Жали серпом.

Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.

.

в) труд хлеборобов в наши дни.

Воспитатель: ребята, кто тратит много труда и сил, что бы вырастить хлеб?

Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Хлеборобы пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?

Дети: На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Воспитатель: Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово «снегозадержание». Ребята, для чего проводится эта работа? (Ответы детей)

Воспитатель: Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

Дети: Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Воспитатель: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?

Дети: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Воспитатель: В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете?

Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.

Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …

Дети: Тракторист.

Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети. Вспаханное поле боронят.

Воспитатель: Чем её боронят?

Дети: К трактору прицепляют борону.

Воспитатель: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Дети: Сеялки.

Воспитатель:Правильно! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы.

Вот пшеница взошла. Растения нужно пропалывать и поливать.

Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.

Посмотрите на картину. Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

3. Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель: Ну вот, зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины. Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети: Комбайн.

Воспитатель: Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер.

Воспитатель:

Что же делает комбайн?

Дети: Собирает колосья.

Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.

Дети: Элеватор – здание где хранят зерно.

Воспитатель: Правильно, далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.

А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети: На мельницу, мукомольный завод.

Воспитатель: Что там делают с зерном?

Дети: Зерно перемалывают в муку.

Воспитатель: Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети: Мельник.

Воспитатель: Куда потом везут муку?

Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.

Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба.

Что пекут из муки кроме хлеба?

Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.

Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.

г) дегустация хлеба.

Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай.

Люди научились выпекать разные виды хлеба. Посмотрите. (Воспитатель показывает ржаной и пшеничный хлеб.) Чем они отличаются? (Ответы детей.)

Есть злаковые растения — рожь и пшеница. (Воспитатель показывает колосья.) Из зёрен ржи получается мука серого цвета, и при выпечке хлеб имеет вот такой тёмный цвет. А из зерна пшеницы — мука белая, с желтоватым оттенком. Из такой муки получаются изделия золотистого цвета. Но это не значит, что ржаной хлеб хуже пшеничного. В ржаном хлебе содержатся почти все питательные вещества, которые нужны человеку. Поэтому, если будете есть ржаной хлеб, всегда будете сыты и здоровы. (Дегустация)

д) дидактическая игра "Назови, какой, какая, какое?"

(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб из ржи - ржаной.

Хлеб из пшеницы - пшеничный.

Каша из пшена - пшенная.

Каша из овса - овсяная.

Каша из ячменя - ячневая.

Каша из кукурузы - кукурузная.

Каша из гречихи - гречневая.

Поле с рожью - ржаное.

Поле с пшеницей - пшеничное.

Поле с овсом - овсяное.

Поле с ячменем - ячменное.

е) игра «Профессии»

Я буду называть профессии. Если услышите профессию, которая связана с хлебом, хлопаете в ладоши, если нет, то топаете:

Агроном, тракторист, учитель, воспитатель, пекарь, кондитер, комбайнер, менеджер, продавец, токарь.

Воспитатель: Вы очень внимательны, молодцы! Подумайте, чем занимается агроном?

( Предполагаемые ответы детей: Агроном проверят качество зерна. Агроном планирует будущий урожай. Агроном определяет сроки уборки урожая. Агроном отбирает сильные зерна. Агроном решает, когда сеять семена. Агроном решает, когда собирать урожай. Агроном решает, когда готовить поля для посевов.)

ж) чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок - это пирожок.

Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.

Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.

Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.

з) проговаривание скороговорок о хлебе.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

4. Заключительная часть.

Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна? Какие машины помогают хлеборобам? Как нужно относится к хлебу?

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру “Как хлеб пришел на стол?”

(Детям раздаются карточки и они должны правильно выложить схему-цепочку правильного прихода хлеба на стол). Схема выкладывания цепочки:

1. Идет снегозадержание на полях.

2. Поля пашут и удобряют.

3. Боронят поля.

4. Сеют зерно.

5. Опыляют поля, уничтожают вредителей.

6. Идет сбор урожая.

7. Зерно везут в закрома, в бункеры, в зернохранилище или на мукомольный завод.

8. Зерно на мукомольном заводе перерабатывают в муку.

9. Везут муку на хлебопекарню, где пекут хлеб.

10. Везут хлеб в булочную или в магазин.

Ну вот, теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу. Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.

Ребята, сегодня мы с Вами узнали, какой долгий путь проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

Егор.

Вот он – хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно,

Потрудились на земле.

Список использованной литературы:

1. Программа «От рождения до школы».

2. Расскажите нам о хлебе. Емельянова Э. Л. М. ,2011.

3. «Беседы о хлебе» Методические рекомендации Т. А. Шорыгина.

4. «Наш хлеб» В. А. Патт.

5. Хлеб, который мы едим. Барыкин К. К. М. ,1983.

6. Интернет источник.

7. Из опыта.

Публикации по теме:

«Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: «В гостях у феи». Цель: выявить уровень знаний детей о составе слов из звуков, о гласных звуках, умение делать звуковой анализ слов, находить слова с заданным.

«Лес — наше богатство». Конспект комплексного занятия по экологии Програмное содеражание: дать понятие:лес - наше богатство. Закрепить знания детей о диких животных. Воспитывать любовь к природе родного.

Конспект занятия «Хлеб — мое богатство»Конспект занятия «Хлеб — мое богатство» Ход занятия. Воспитатель рассказывает о том, что у русского народа еще с далекой древности большим почетом и уважением пользовался.

Информационно-исследовательский проект в старшей группе «Хлеб — наше богатство!»Информационно-исследовательский проект в старшей группе «Хлеб — наше богатство!» Актуальность проекта:Хлеб – одно из главных богатств нашей страны. Это ценнейший продукт питания, без которого не могут обходиться люди.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Хлеб — наше богатство». Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Хлеб – наше богатство». Подготовила и провела:.

Конспект занятия по лепке «Хлеб — богатство России» Программное содержание: Закрепить знания дошкольников о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны, самый необходимый продукт.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Лес — наше богатство» Цель: Совершенствовать и углублять знания детей о деревьях наших лесов. Образовательная задача: учить детей различать и узнавать деревья.

Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы на тему «Ноги сами рвутся в пляс!» Конспект занятия по речевому развитию с детьми 5 лет на тему “Ноги сами рвутся в пляс!” Тема: Формировать представления детей о народных.

Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб — наше богатство»Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб — наше богатство» Конспект занятия в подготовительной группе: «Хлеб – наше богатство». Интеграция образовательных областей: Познание, речевое развитие,.

Конспект занятия «Лес — наше богатство» Лес – наше богатство Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». Дети заходят в группу. _1. Дети, какое сейчас время года? _Осень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию на тему «Хлеб — наше богатство!»
Опубликовано: 12 февраля 2017 в 19:11
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию на тему «Хлеб — наше богатство!»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бебенова (УИ 1058721) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД