Денисова Наталья Николаевна
«Путешествие с Капелькой». Конспект занятия в старшей группе по образовательной области «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие с Капелькой».
Цель: познавательное развитие детей по средствам триз-технологий.
Задачи:
Образовательные :
Формировать у детей представление о воде, о ее значении в жизни человека;
Уточнить и расширить знания детей о свойствах воды;
формировать у детей основы системного мышления и логического анализа.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей;
Развивать у детей познавательный интерес;
Обогащать словарный запас дошкольников.
Воспитательные:
Публикация «„Путешествие с Капелькой“, Конспект занятия в старшей группе по образовательной области „Познание“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывать любовь к природе;
Воспитывать основы экологической культуры;
Воспитывать уважительное отношение к взрослым и друг другу.
Форма проведения: групповая.
Оборудование: мультимедийное оборудование, глобус, сосуды с питьевой и соленой водой, кубики льда, сосуды с горячей и холодной водой, аудиозапись музыки, напоминающей шум воды, большой лист ватмана голубого цвета, на котором нарисованы рыбы с отсутствующими отдельными частями тела (плавники, хвост, глаза и др.).
Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса, альбомов по теме «Морские животные», «Рыбы», прогулки к водоему, наблюдение за состоянием воды в зависимости от температуры.
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Список литературы:
1. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу [Электронный ресурс]. - https://search.rsl.ru/en/record/01007293828
2. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
3. Ляхов П. Р. Я познаю мир : Детские энциклопедии [Текст] / П. Р. Ляхов. – М. : ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 2006. – 560 с.
4. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
Ход занятия.
I. Сюрпризный момент.
В группу заходит воспитатель, включает мультимедийное оборудование.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам в гости пришла Капелька.
(на экране появляется слайд с картинкой Капельки.)
Воспитатель: В её водном королевстве случилась беда: злая Волшебница заколдовала жителей королевства. Поможем Капельке расколдовать их?
Дети: Да.
Воспитатель: Но как же нам найти королевство, где живет Капелька? Как вы думаете?
Дети: Капелька живет в воде.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус, обращает внимание детей, что на глобусе больше синего цвета).
Воспитатель: Синим и голубым цветом на глобусе обозначены моря и озёра, а синие линии – это реки. Ребята, где мы встречали воду в нашем городе?
Дети: В луже, в реке, во время дождя.
Воспитатель: А где вы встречали воду в детском саду?
Дети: В умывальной комнате.
Воспитатель: А где можно встретить воду в вашем доме?
Дети: В кране, в ванной, в умывальнике и т. д.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить пищу, поливать растения и т. д.
Воспитатель: Верно, ребята. Человек без пищи может прожить несколько дней, а без воды – нет. Так и все живое на Земле не может жить от воды. Посмотрите на глобус. Как мы видим, воды на земле много. Но почему же говорят, что воду надо беречь?
Рассуждения детей.
Воспитатель: Посмотрите, я приготовила 2 стакана с водой.
(Воспитатель предлагает детям попробовать воду на вкус).
Воспитатель: Скажите в стаканах вода одинаковая или нет?
Дети: Одинаковая.
Воспитатель: У меня есть морская соль, сейчас я добавлю ее в один из стаканов и размешаю. Как вы думаете, что случится с водой?
Дети: Она станет соленая.
(Воспитатель предлагает детям попробовать пресную и солёную воду).
Воспитатель: Такая соленая вода в морях и океанах. Как вы думаете, можно пить морскую воду?
Дети: Нет, потому что она соленая.
Воспитатель: Соленой воды на земле много, посмотрите на глобус, сколько на нем морей и океанов! А пресной, несоленой воды на Земле мало, и её запасы с каждым годом уменьшаются, поэтому-то и говорят, что воду надо беречь. Ребята, но и солёная, морская вода тоже нужна. Как вы думаете, для чего?
Дети: Морская вода нужна потому, что в морях и океанах живут рыбы.
Воспитатель: Там живут не только рыбы, но много других обитателей. А кто они – нам покажет Капелька.
(На экране появляется слайд с картинками крабов, морских звезд, медуз, водорослей и рыб.)
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто это?
(Дети с помощью воспитателя называют морских жителей.)
Воспитатель: А еще, ребята, по морям и океанам плавают корабли, они перевозят людей, грузы. Все это – хорошие качества воды. Но всегда ли вода – это хорошо? Давайте поиграем и узнаем это!
Дидактическая игра: «Хорошо – плохо». Воспитатель показывает картинки. Дети по очереди называют «хорошие» и «плохие» качества воды.
Воспитатель: Как много всего мы с вами узнали о воде. Ну что, ребята, поможем Капельке и ее королевству?
Дети: Да.
Воспитатель: Ну, тогда - в путь.
(Под весёлую музыку дети шагают по «тропинке».)
На пути встречают препятствия – загадки злой Волшебницы. Дети отгадывают загадки и идут дальше.
Загадки о воде:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)
Чего в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
(Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Вода)
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(Река)
Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит.
(Река)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без.
(Воды)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.
(Лужа)
Посреди поля лежит зеркало:
стекло голубое, рама зеленая.
(Пруд)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот и первое препятствие злой колдуньи. Угадайте - что это за сказка?
(На экране появляется слайд с картинкой из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
Дети: Это сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Воспитатель: А что случилось с Иванушкой в этой сказке?
Дети: Он выпил водичку из козьего копытца и превратился в козленочка.
Воспитатель: Как помочь Иванушке из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?
Дети: Нужно брать воду с собой, когда отправляешься в путь.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Можем двигаться дальше.
(Под музыку дети идут дальше по тропинке и подходят к экрану, на котором появляется слайд с картинкой «Снежная Королева».)
Воспитатель: Дети, кто это?
Дети: Снежная Королева.
Воспитатель: У Снежной Королевы была очень красивая ледяная посуда. На празднике она подарила ее своим гостям. Но когда гости вернулись домой, посуда начала исчезать. Почему? Как спасти посуду?
Дети: Посуда была сделана изо льда, поэтому она в тепле растаяла. Спасти её можно, поставив в холодильник.
Воспитатель: Во что превращается вода на морозе?
Дети: Вода на морозе превращается в лед.
Воспитатель: Что происходит со льдом в тепле?
Дети: Он тает.
Воспитатель: Где быстрее растает лед в горячей или холодной воде?
Дети: Наверное, в горячей.
Воспитатель: Давайте проведем эксперимент! Смотрите, у меня 2 стакана с водой. В одном вода горячая (потрогайте стакан, а в другом – холодная (потрогайте стакан). Я брошу кубики льда сначала в один стакан, затем в другой. Смотрите, в какой воде лед растаял быстрее?
Дети: В горячей.
Воспитатель: Почему, когда лед растаял, воды в стакане стало больше?
Дети: Когда лед растаял, он превратился в воду.
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь мы можем двигаться дальше.
(Под музыку дети идут дальше по тропинке и подходят к экрану, на котором появляется слайд с картинкой реки.)
Воспитатель: Ребята, а это что такое?
Дети: Это речка.
Воспитатель: Как можно перейти реку?
Дети: Можно построить мостик, плот, лодку.
Воспитатель: Когда и как можно перейти реку, не замочив ноги, не используя никаких подручных средств? Во что превращается вода на морозе?
Дети: Вода превращается в лед. Это бывает зимой. Надо подождать, пока вода замерзнет и перейти реку по льду.
Воспитатель: Правильно, ребята, по льду тоже можно перейти реку.
(Звучит спокойная музыка.)
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это?
Дети: Музыка «Море волнуется».
Воспитатель: Давайте отдохнем и поиграем в эту игру.
(Дети вместе с воспитателем играют в игру «Море волнуется».)
Воспитатель: Вот и пришли мы в королевство Капельки.
(На экране появляется слайд с картинкой королевства.)
Воспитатель: Посмотрите, что натворила злая Волшебница.
На большом листе ватмана, окрашенного в голубой цвет, нарисованы рыбы, у которых отсутствуют отдельные части тела (плавники, хвост, глаза). А недостающие части лежат рядом.
Воспитатель: Попробуем, ребята, расколдовать этих рыб. Смотрите, от какой рыбы вот этот плавник, А этот хвостик чей?
(Дети вместе с воспитателем приклеивают недостающие части.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, расколдовали королевство Капельки. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Скажите Капельке : «До свидания!»
(Под весёлую музыку дети шагают по «тропинке».)
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли обратно!
В конце занятия с детьми проводиться мозговой штурм:
Кто нас позвал в гости?
Где живет принцесса Капелька?
Что было потом?
Что вы узнали о воде?