Абдрахманова Русина Альфридовна
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Буква Я как средство смягчения согласного»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Тема: Буква Я как средство обозначения мягкости согласного.
Цель: отработать навык использования буквы Я для обозначения мягкости согласного с применением средств STEM-образования.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
отработать написание буквы Я и навык правильного чтения слогов и слов с ней;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР „Буква Я как средство смягчения согласного“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
закрепить умение дифференцировать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и давать им характеристику при устном ответе;
совершенствовать навык звукового анализа слов;
совершенствовать навык составления алгоритмов движения и программирования робота Бодзи.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематические процессы через повторение оппозиционных по твёрдости-мягкости звуков, выделение мягких согласных в слогах и словах, подбор слов к заданной звуковой схеме, составление слова из букв;
развивать внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве посредством составления алгоритмов и программирования робота;
развивать координацию речи с движением в процессе физминутки;
развивать графические навыки через печатание букв и слов.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать самоконтроль при выполнении заданий;
воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе взаимодействия.
Материалы и оборудование: карточки с буквами (А, О, У, Ы, Э, Я); карточки с правильно и неправильно написанной буквой Я; фишки красного, синего и зелёного цветов для составления звуковых схем; карточки с заданиями на выбор гласного А или Я для работы в подгруппах; карточки для индивидуальной работы – чтения и печатания предложений; карандаши, ластики по количеству детей; робототехнический набор Роботрек Малыш-2: модель робота управляемого ПДУ, батарейки пальчиковые 6 шт., контролер Трекдуино; ноутбук с программным обеспечением Robotrack IDE; робот Бодзи, планшет с программным обеспечением, игровое настольное полотно.
Ход занятия
1. Организационный момент. Сядет тот, кто верно назовет букву, обозначающую гласный звук. На доске размещены карточки. Дети по очереди выбирают карточку, называют букву, обозначающую гласный звук: А, О, У, Ы, Э, Я.
- Что вы называли ( дети: звуки, а что на доске на карточках? ( дети: буквы). Чем буквы отличаются от звуков? ( Дети: Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем и видим.
- С какой буквой мы познакомились на последнем занятии? ( Дети: с буквой Я) Сегодня мы продолжим работу с этой буквой.
Основная часть.
- Давайте вспомним, как буква Я командует согласными, которые стоят перед ней? Она, смягчает согласные звуки, стоящие впереди.
- Повторим написание буквы Я. Сколько в ней элементов? В какую сторону она смотрит?
- Сегодня вместе с нами наш робот-эколог. Миссия робота: выяснить, каких животных разводят фермеры на берегу реки Ангара и отправить информацию в отдел охраны природы. Поможем роботу справиться с миссией?
1) Различение неправильно и правильно написанных букв. Дети составляют алгоритм передвижения робота Бодзи, озвучивают сколько шаков нужно совершить роботу (прямо, поворот вправо или влево и т. д.) с остановкой на правильно написанной букве Я.
- Нужно помочь роботу проехать по дороге, выбрав только правильно написанные буквы Я. Кто будет составлять маршрут, кто проверять и кто программировать выберите сами.
2) Чтение слов. Анализ чтения твердых и мягких согласных в словах.
- Ребята, ночью был сильный ветер и с табличек с имнами фермеров сорвало последнюю букву. Вы уже догадались какую? ( дети: конечно, это буква Я). Прочитайте имена фермеров. (Читает ребёнок из первой (сильной подгруппы, повторяет – из слабой).
- Почему в слоге НА вы прочитали Н твёрдо, а в слоге НЯ мягко? Отвечает ребёнок сильной подгруппы, за ним ребёнок из слабой подгруппы.
3) Выкладывание фишками звуковых схем слов по сигналу светодиода контролера Трекдуино робота. Подбор слов к получившимся звуковым схемам.
- От сильного ветра не только таблички рассыпались. Калитка на птичьем дворе открылась, и все птицы теперь гуляют вместе. Как мы узнаем, кто разводит утят, а кто гусят? Робот готов нам подсказать. Он говорить не умеет, но может с помощью светодиода передать нам цвета звуков в слове. И мы узнаем, кого разводит фермер Ваня. (Запуск заранее написанного C кетч программы: мигание светодиода: красный, зеленый, красный, синий, красный.) Дети выкладывают фишками схему слова. Проверка: один ученик называет цвета схемы вслух. Дети, допустившие ошибку в последовательности фишек, исправляют её.
- Хорошо. Теперь посмотрите на картинки на доске. Подберите слово, которое подходит к этой схеме: УТЯТА или ГУСЯТА.
4. Составление слова из букв.
- Ребята, у всех на столах синяя линеечка и буквы. Давайте составим слово «утята» из букв. Один ребёнок по желанию составляет слово на доске.
5. Работа в подгруппах по карточкам. Дифференциация А-Я как показатель твердости-мягкости согласного.
- Помогите фермерам найти потерявшихся гусят и утят. Гусята и утята такие пушистые и мягкие, они любят слышать мягкие согласные. Рассмотрите картинки. Впишите в слова недостающую букву А или Я. Затем назовите слова, в которых есть буква Я. Объясните, почему вы выбрали эту букву. Договоритесь в группе, кто будет представлять вашу совместную работу.
Первая подгруппа (сильная) : гусынЯ, улиткА, опЯта, акулА, акулЯта.
Вторая подгруппа (слабая) : дынЯ, лисА, лисЯта.
4) Чтение предложений с последующим обсуждением соответствия текста с картинкой. Сильные читают, слабые повторяют.
Гусята за кустом. (На картинке гусята под кустом).
5) Печатание предложений: У Вани утята.
- Ребята, вы помогли роботу получить нужную информацию о фермах и животных. Теперь нужно помочь отправить ему эту информацию в Отдел охраны природы. Как же мы это сделаем? Ведь он сам не умеет говорить и писать? (ответы детей). Да, мы напечатаем предложения и предадим их с роботом. В отделе охраны природы их прочитают. (Для Ильи и Никиты положить на стол карточку-опору по профилактике пропуска гласных, для Андрея карточку для печатания по точкам.)
Итог занятия.
- Ребята, с какой буквой мы сегодня работали? Какое задание для вас было самым трудным? Самым интересным? Вы молодцы, хорошо работали на занятии (положительная оценка работы каждого ребенка). Вы помогли роботу справиться с его миссией, и он вам дарит наклейки.