Марина Крюкова
Обогащение словаря дошкольников при помощи русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
В современной педагогике всё чаще становится актуальной проблема бедности словарного запаса детей дошкольного возраста.
Одной из задач речевого развития в ДОУ, является формирование и обогащение словаря, в процессе этой работы происходит количественное накопление ребенком слов, освоение их содержания и активное использование в речи. Выделяют основные проблемы развития речи дошкольников: – односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; – бедность речи, недостаточный словарный запас; – замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений; – бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно; – неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; – плохая дикция. Формирование словарного запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный уровень овладения лексической системой языка. Словарный запас оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом. Ничто так не обогащает словарь детей, как малые фольклорные жанры.
Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребёнок в раннем детстве. Созданная в давние времена, она живёт до сих пор, увлекая детей и содержанием, и художественной формой, сказка всегда поучительна, она первая знакомит ребёнка с искусством своего народа, его культурой. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.
Исходя из этого, на занятиях, я использую следующие формы работы со сказкой, позволяющие обогащать словарный запас детей:
• Чтение одного произведения.
• Чтение нескольких произведений похожих по содержанию.
• Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
б) чтение в сочетании с музыкой;
• Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: -игрушки, кукольный театр, фланелеграф;
В рамках подготовки детей к восприятию новой сказки осуществляется работа с новыми словами.
Так, например, перед чтением сказки «Заяц-хваста», проговариваю: Стоит дом-великан. «Не дом, а домище!» – восхищаются прохожие. И предлагаю детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Предлагаю закончить фразы: «У кота усы, у тигра? – усищи, у кота лапа, у льва? – лапища»). Объясняю, что слова «усищи, лапищи», принадлежат зайцу – герою новой сказки «Заяц-хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». Предлагаю повторить, как говорил заяц. Спрашиваю: «Как вы думаете, в сказке пойдет речь про зайца -великана?» Выслушав противоречивые мнения детей, предлагаю: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав», - и читаю сказку. После чтения провожу беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторяю наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть помогаю постичь языковую особенность произведений данного жанра.
– предлагаю детям нарисовать героев сказки.
Задачи: обогащение словаря на первом плане, вдалеке; воспитывать сопереживание, стремление помочь; учить задумывать содержание своей картины по мотивам русской народной сказки.
–проводим игру–драматизацию по сказке.
Задачи: произношение отрывков из сказки в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности с целью передачи характера героя; обогащение словаря через диалог героев.
Таким образом, народные сказки являются прекрасным материалом для развития речи детей и обогащения словаря.