Лучший педагог года

Обогащение словаря дошкольников при помощи русских народных сказок

Марина Крюкова
Обогащение словаря дошкольников при помощи русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы

В современной педагогике всё чаще становится актуальной проблема бедности словарного запаса детей дошкольного возраста.

Одной из задач речевого развития в ДОУ, является формирование и обогащение словаря, в процессе этой работы происходит количественное накопление ребенком слов, освоение их содержания и активное использование в речи. Выделяют основные проблемы развития речи дошкольников: – односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; – бедность речи, недостаточный словарный запас; – замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений; – бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно; – неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; – плохая дикция. Формирование словарного запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления. Для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный уровень овладения лексической системой языка. Словарный запас оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом. Ничто так не обогащает словарь детей, как малые фольклорные жанры.

Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которое слышит ребёнок в раннем детстве. Созданная в давние времена, она живёт до сих пор, увлекая детей и содержанием, и художественной формой, сказка всегда поучительна, она первая знакомит ребёнка с искусством своего народа, его культурой. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями.

Исходя из этого, на занятиях, я использую следующие формы работы со сказкой, позволяющие обогащать словарный запас детей:

• Чтение одного произведения.

• Чтение нескольких произведений похожих по содержанию.

• Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

б) чтение в сочетании с музыкой;

• Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: -игрушки, кукольный театр, фланелеграф;

В рамках подготовки детей к восприятию новой сказки осуществляется работа с новыми словами.

Так, например, перед чтением сказки «Заяц-хваста», проговариваю: Стоит дом-великан. «Не дом, а домище!» – восхищаются прохожие. И предлагаю детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Предлагаю закончить фразы: «У кота усы, у тигра? – усищи, у кота лапа, у льва? – лапища»). Объясняю, что слова «усищи, лапищи», принадлежат зайцу – герою новой сказки «Заяц-хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». Предлагаю повторить, как говорил заяц. Спрашиваю: «Как вы думаете, в сказке пойдет речь про зайца -великана?» Выслушав противоречивые мнения детей, предлагаю: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав», - и читаю сказку. После чтения провожу беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторяю наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть помогаю постичь языковую особенность произведений данного жанра.

– предлагаю детям нарисовать героев сказки.

Задачи: обогащение словаря на первом плане, вдалеке; воспитывать сопереживание, стремление помочь; учить задумывать содержание своей картины по мотивам русской народной сказки.

–проводим игру–драматизацию по сказке.

Задачи: произношение отрывков из сказки в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности с целью передачи характера героя; обогащение словаря через диалог героев.

Таким образом, народные сказки являются прекрасным материалом для развития речи детей и обогащения словаря.

Публикации по теме:

Фотоотчет «День России и русских народных сказок»Фотоотчет «День России и русских народных сказок» Фотоотчет "День России и русских народных сказок" Сегодня, 13 июня, в младшей и средней группах прошел праздник "День России и русских.

Фотоотчет о пальчиковых играх в младшей группе по мотивам русских народных сказокФотоотчет о пальчиковых играх в младшей группе по мотивам русских народных сказок "Пальчиковые игры" занимают в жизни и развитии ребенка самую важную роль! В процессе пальчиковых игр у детей развивается не только мелкая.

Фотоотчёт о занятии «День русских народных сказок» в детском садуФотоотчёт о занятии «День русских народных сказок» в детском саду Все мы помнит, рассказанные бабушкой или родителями русские народные сказки, заполненные волшебством, добротой и справедливостью, построенные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение словаря дошкольников при помощи русских народных сказок
Опубликовано: 11 марта 2025 в 20:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение словаря дошкольников при помощи русских народных сказок» (включая файлы) размещена пользователем Марина Крюкова (УИ 1123941) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД