Краснова Светлана
Конспект занятия в подготовительной группе «Волк и лиса — лесные хищники»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение и уточнение знаний о диких животных нашего леса, особенностях их жизни зимой. Формирование представлений о лесе, как многоярусном, многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определённую экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях (исчезновение какого-либо звена ведёт к гибели других звеньев).
Задачи:
1. Уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время.
2. Формировать представления детей о приспособленности хищников к добыванию пищи.
3. Упражнять в умении сравнивать и описывать животных.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Волк и лиса — лесные хищники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лиса, лисица, лесная хищница
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Обогащать словарный запас детей по теме «Дикие животные».
5. Развивать знания детей о следах диких животных.
6. Развивать зрительное и слуховое внимание детей и восприятие.
7. Развивать любознательность, логическое мышление у детей
8. Воспитывать бережного отношения к природе, любовь к животным.
Материал: заяц – игрушка, иллюстрации с изображением диких животных, следы животных, раздаточный материал (лабиринт, карандаши).
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его.
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими лесными друзьями. Для того чтобы вы смогли попасть в лес нужно сказать волшебные слова Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!»
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Мы попали в «Лесную школу». Усаживайтесь на пеньки (стульчики). Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, что на ней изображено? (лес). Ребята, а вы знаете, что лес называют «многоэтажным домом?» Посмотрите, какое огромное дерево. Как оно называется? (сосна)
Воспитатель: Почему вы узнали, что это сосна? (по стволу)
Воспитатель: Сосна самое высокое дерево в лесу. Какие ещё высокие деревья растут в лесу? (ель)
Воспитатель: Есть в лесу и невысокие деревья. Какие деревья вы знаете? (липа, клён, берёза, рябина, черёмуха….)
Снег. Тишина. Кажется, никто не живет в лесу. Но если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные в лесу).
Воспитатель: А вот и первые следы! Чьи они?
Дети: Лисы
Воспитатель: Где живёт лиса?
Дети: (живут в норах, вырытых ими самими, или используют норы барсуков.)
Воспитатель: Чем питается?
Дети: (Мышевидными грызунами, мелкими птицами, зайцами, крупными насекомыми, различными плодами, ягодами, ловит боровых охотничьих птиц, подбирает падаль и пищевые отбросы (зимой, на побережье — выбросы моря.)
Воспитатель: Как добывает пищу зимой?
Дети: (в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз. Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса, так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.)
Воспитатель: Почему лису называют хищником? Что ей помогает охотиться за животными?
Дети: живёт в лесу, питается мясом мелких животных: зайцами, мышами, крысами, белками, грызунами, которых добывает самостоятельно. Помогает ей охотиться быстрые ноги, когти, острые зубы.
Воспитатель: Как ведёт себя лиса во время охоты?
Дети: (ночью выходит охотиться на мышей — мышковать. Легко ступает лисица по заснеженному полю, навострив уши и держа нос на ветер. Все органы чувств напряжены. Влажный нос часто опускает вниз, пытаясь уловить манящий запах, уши вслушиваются в каждый звук. Иногда зверь садится на снег, продолжая принюхиваться и прислушиваться, затем встает и продолжает путь. Но вот чуткое ухо уловило едва слышный писк, а может быть и шорох. Лиса останавливается, затем тихо переступает вперед и застывает неподвижно. И вот прыжок. Взметнувшись вверх, она опускается лапами и носом в одну точку, откуда уловила шорох. Пойманную полевку тут же проглатывает, и охота продолжается.
Если грызунов мало, лисица нередко голодает и много бродит в поисках пропитания. Часто подходит к проезжим дорогам, где собирает разные объедки или шарит по деревенским задворкам.)
Воспитатель: Опять чьи то следы…картина волка
Воспитатель: Где живёт волк?
Дети: (Логовом волкам служат чаще всего естественные убежища: яма под корнями упавшего дерева, скрытое место среди бурелома, рытвина на склоне оврага или расщелина среди скал в горах. Нередко хищники используют готовые норы барсуков, сурков или других зверей, расширяя один из ходов. Возле логова всегда видны вытоптанные площадки, звериные лежки, стоит сильный «звериный» запах и смрад разлагающейся пищи.)
Воспитатель: Чем питается?
Дети: (Волки хорошо плавают и могут переплывать широкие реки. Этот типичный хищник способен активно разыскивать, преследовать и умерщвлять самых разных, в том числе и крупных, животных. Из домашних животных наиболее легкой добычей становятся овцы и козы, хотя волки могут стащить поросенка, зарезать лошадь или корову. Очень часто жертвами волков становятся домашние собаки, которых они хватают ночами прямо в поселках или выманивают за околицу. Важным кормовым объектом волкам служат зайцы, особенно беляки. На берегах водоемов ловят бобров и ондатр. Добывают различных грызунов, водящихся в данной местности — сусликов, хомяков, тушканчиков, а на севере леммингов.
Среди жертв волков в том числе разные хищники : горностаи, хорьки, куницы, барсуки, лисицы, песцы, шакалы, енотовидные собаки, дикие кошки (среди них была даже рысь, изредка росомахи. Иногда стая волков осмеливается нападать даже на бурого медведя, правда, при этом нередко жертвы бывают и среди нападающих.)
Воспитатель: Много пословиц о волке : объясните, почему говорят, что «волка ноги кормят»?
Дети: Потому что волку помогают охотиться длинные, сильные ноги.
Воспитатель: - Вспомните сказки, в которых есть волк). Все волка не любят. Зачем в лесу нужен волк? Какую пользу он приносит?
— Волков называют санитарами леса – почему? (потому, что они уничтожают слабых, больных животных.)
Физкультминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки вверх,
Шевелитесь, пальчики, -
Так шевелят ушками
Беленькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень мёда,
А где достать не знал.
Воспитатель: В этом лесу живёт много разных диких животных. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Самый, самый, самый….»
- Какой лесной житель самый сильный? (медведь)
- Какой самый хищный? (волк)
- Какой самый хитрый? (лиса)
- Какое дикое животное самое быстроногое? (заяц)
-Какое животное самое маленькое в лесу? (ёжик)
Воспитатель: - Как вы думаете, какой этаж многоэтажного лесного дома занимают эти животные? Почему?
Дети: (первый (не могут лазать по деревьям, находят корм и жильё на земле)
Воспитатель: Посмотрите, это модель ног хищных животных. Рыжие ноги чьи?
Дети: Лисы
Воспитатель: А серые ноги чьи?
Дети: Волка
Воспитатель: Какие ноги длиннее?
Дети: волка
Воспитатель: А какие ноги короче?
Дети: Лисы
Воспитатель рисует на доске 2 дорожки и измеряет шаги с помощью модели ног.
Воспитатель: Сколько шагов сделали серые ноги?
Дети: пять
Воспитатель: Сколько шагов сделали рыжие ноги?
Дети: пять
Воспитатель: Посмотрите на дорожку, какие ноги ушли дальше?
Дети: Серые ушли дальше
Воспитатель: Подумайте и скажите, почему серые ноги ушли дальше?
Дети: Потому что у них длиннее шаги
Воспитатель: Почему серые ноги делают шаги больше, а рыжие поменьше?
Дети: Потому что они длиннее
Воспитатель: Значит, какие ноги могут быстрее бежать: серые или рыжие?
Дети: Серые
Воспитатель: Почему серые ноги быстрее бегают, чем рыжие?
Дети: Потому что они длиннее рыжих
Воспитатель: Значит кто быстрее бегает; волк или лиса?
Дети: волк
Воспитатель: Вот поэтому волк может быстро бегать. А долго он бегает потому, что ноги сильнее.
Воспитатель: Что ещё помогает волку и лисе поедать мясо, разгрызать кости?
Дети: Крепкие острые зубы
Воспитатель: А как вы думаете, человек может прожить без леса?
Дети: (нет)
Воспитатель: Что даёт лес человеку?
Дети: (свежий воздух, ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы)
Воспитатель: Лес - наше богатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.
Воспитатель: Старичок – лесовичок всегда дарит подарки своим гостям. Вот и нам он приготовил большую корзину с шишками. А мы придя в детский сад, из них, в память о нашем путешествии, сделаем разные красивые поделки.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем опять волшебные слова: Раз, два, три, четыре, пять
В детский сад мы вернулись опять.
Воспитатель: Где мы с вами сегодня побывали? Для чего мы сегодня совершили путешествие по лесу? Что нового мы узнали?