Матасова Надежда
Конспект занятия в подготовительной группе «Русские народные сказки» по развитию речи с использованием пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи: Воспитывать интерес к народным сказкам, учить узнавать сказку по загадкам, расширять словарный запас, развивать речь и внимание посредством пальчиковых игр.
Воспитатель задает вопросы детям:
- Любите ли вы сказки?
- Почему вы их любите?
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Русские народные сказки“ по развитию речи с использованием пальчиковых игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Чему учат нас сказки? (в сказках много мудрости, они учат нас быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто в беде. Они учат нас не жалея своих сил бороться за правое дело и побеждать, потому что добро всегда побеждает зло)
- А какие сказки мы называем народными сказками?
Ответы детей: те сказки, которые придумал народ. У них нет автора.
Воспитатель: Правильно. У народных сказок нет автора, это сказки, которые появились очень давно, и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И получается что одна и та же сказка могла стать то длинной, то короткой. Сказки передавались от одного поколения к другому, поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Сейчас мы с вами читаем сказки уже в обработке. Обработчики делают старинную сказку более понятной, заменяя старинные слова которые сейчас не понятны детям на современные, для современных детей.
Итак, давайте вспомним названия русских народных сказок.
Ответы детей: курочка Ряба, колобок, Маша и медведь, Василиса прекрасная, теремок, репка, морозко, петушок и бобовое зернышко, царевна-лягушка, гуси-лебеди, три медведя, каша из топора, снегурочка, лисичка сестричка и серый волк, по щучьему велению, сестрица Аленушка и братец Иванушка, бычок – смоляной бочок, лиса и журавль, а так же:
Сказка «Заюшкина избушка» :
Жили Котик с Петушком
У лесной опушки,
Но однажды Лисонька
Подкралась к избушке. (подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
Смелый Котик в лес пошел
И нору Лисы нашел. (подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них, ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки)
Умный Котик спас дружка
Петю-Петю-Петушка. (положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены.)
Утащила Петушка
За высоки горы,
Утащила Петушка
В свою лисью нору. (с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням, при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы)
Живут Котик с Петушком
У лесной опушки. (подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
И теперь уже Лиса
Не ходит к их избушке. (прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок)
Сказка «Зимовье зверей» :
Звери однажды избу срубили (ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой руки)
Печь в ней сложили и счастливы были (ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки)
Узнали про это волк и медведь (подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
Им захотелось хозяев всех съесть (с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням)
Тихонько к зимовью они подошли,
Дверь приоткрыли и в сени вошли (подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)
Голосом страшным заблеял баран (при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы)
Петух кукарекал, (большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу)
Бык в бок забодал, (соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев, указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими)
Кот с печки зафыркал (прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать)
Ну а свинья хрюкала с визгом:
- Здесь хата моя (при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы)
Волк с перепугу выскочил прочь,
Медведь за ним следом, бежали всю ночь (шевелить прямыми пальцами без напряжения)
С тех пор уж к зимовью они не ходили (прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок)
А звери в избушке счастливо жили (ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки)
Воспитатель: Это не все сказки, их еще очень много, а теперь давайте отгадывать загадки:
1)Он весь день лежал на печке
И работать не любил.
Рыбу вытащив из речки,
Все печали позабыл. (Емеля)
2)Выросла она на грядке
Очень крепкой, круглой, сладкой.
Нелегко её сорвать —
Мышь на помощь надо звать. (Репка)
3)В море глубоком, в пучине живёт,
Но к старику на подмогу плывёт.
Просьбу любую исполнит играя —
Видно, волшебница, ведь золотая. (Рыбка)
4)В глухом лесу, в своей избушке,
Совсем одна живёт старушка.
Метлой она не пол метёт,
Метла — ее любимый самолёт. (Баба – яга)
5)Он бессмертный да худющий,
И всегда ужасно злющий.
В сказках — главный он злодей,
Царство есть, но нет друзей. (Кощей)
6)От подружек всех отстала,
У медведей побывала.
Поспала, наелась каши.
Как зовут девчушку?. (Маша)
7)У него ни рук, ни ног,
Но пустился наутёк.
Громко песни распевал,
Прямо в рот к Лисе попал. (Колобок)
8) Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)
9) Про принцессу вам загадка:
Ей нужна была кроватка
С сотней новеньких матрасов.
Говорю вам без прикрас я.
Добрая, хорошая
Принцесса на (горошине)
10) Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка)
11) Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
12)В карты он с женой играл,
Возмутился и сказал :
«Ты с ума сошла, Коза!
Бьёшь девяткою туза!»
И все карты на пол смёл.
Кто ругал Козу? (Козел)
13) За умными мозгами
Он в город шёл с друзьями.
Преграда не страшила.
Был смельчаком … (Страшила)
14) Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (Буратино)
15) Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
16) Кто знает эту сказку с детства,
Поймёт, о чё м я говорю:
Какое транспортное средство
Емелю привезло к царю? (Печь)
17)Я попала в странный лес,
Дивный лес
Страны Чудес.
Вместе с кроликом я тут.
Знаешь, как меня зовут? (Алиса)
18) Хоть твердит, что он-мастак,
Попадал не раз впросак,
Просто он — большой зазнайка,
И зовут его … (Незнайка)
19) Долго-долго терпела посуда
И решила: «Уходим отсюда!»
Даже ложки ушли и стаканы,
И остались одни тараканы.
Все ушли от неё, без разбора.
Имя этой неряхи — … (Федора)
Воспитатель: Вы знаете ребята, что есть сказки, есть рассказы, есть стихи.
Как же определить где сказка -O- (ответы детей)
Воспитатель: Правильно ребята, в сказках много чудес : рыбы, звери, растения, предметы разговаривают и ведут себя как люди. А какие удивительные, яркие, волшебные в сказках рисунки! Убедитесь в этом сами. Я принесла вам несколько книг.