Оксана Ефимова
Конспект занятия в подготовительной группе по грамоте: «Звук [Р], буква «Р», перелетные птицы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Развитие слухового внимания, фонематического анализа и синтеза. Активизация словарного запаса по темам: «Весна, перелётные птицы». Образование сравнительной степени прилагательных, сложных слов, антонимов. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Материал к занятию : Жар- птица, звуковые домики, цветы; карточки с буквами; яблоки (с обратной стороны-скороговорки для чтения).
Ход занятия:
1. — Дети, у нас сегодня на занятии гость из сказки. Угадайте, как его зовут? Воспитатель загадывает детям загадку:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по грамоте: „Звук [Р], буква „Р“, перелетные птицы» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло в ночи, как днём. (Жар- птица).
- Жар-птица приготовила для вас интересные игры. Хотите поиграть с Жар-птицей? Тогда повторяйте за мной волшебные слова:
Ра — Ра – Ра – начинается игра.
Ро-ро-ро — я держу в руке перо.
Воспитатель открепляет одно пёрышко от Жар-птицы, прикрепленной на доске.
С обратной стороны написано задание: зачеркните две одинаковые буквы.
Дети садятся за столы, на столах лежат карточки.
На них написаны буквы : Р. В П. Е Т С Р. Н Т А П.
Зачеркнув одинаковые буквы, дети читают слово: «Весна».
2. Воспитатель открепляет второе пёрышко. На нё м написано: Исправь ошибки.
Развитие слухового внимания. Дидактическая игра «Исправь ошибки». Воспитатель читает текст: Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче (длиннее, а ночи длиннее
(короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о грачах (скворцах)- сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки, пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники).
- Скажите, что происходит весной с солнцем? Солнце светит ярче, пригревает, согревает землю.
- Что происходит со снегом — чернеет, тает, появляются ручьи.
- Что делают ручьи? Журчат.
- Что происходит в природе? Возвращаются птицы.
3. Воспитатель открепляет третье пёрышко. На нё м написано: Сравните начало весны с концом. Образование сравнительной степени прилагательных.
- Дети, как вы думаете, зимой лес красивый? А весной, когда появятся первые листочки, он будет каким? – ещё красивее; кудрявый лес-ещё кудрявее; дремучий лес – ещё дремучее; пение птиц радостное — будет – радостнее; солнце яркое — будет ярче, пение птиц громкое — будет громче, снег рыхлый — будет рыхлее. Воздух прозрачный — будет прозрачнее. Птицы летят быстро — будут быстрее.
4. На четвё ртом перышке написано: Читаем скороговорки — знакомимся со звуками.
- Жар-птица очень любит яблоки, она решила угостить и вас. Яблоки необычные, волшебные. Прочитайте, что написано на них. С обратной стороны написаны скороговорки, дети читают их:
На соседа, на грача
Накричал грач сгоряча.
Грач кричал, грач горячился.
А сосед не огорчился.
Скроил скворец сороконожке сороконожкины сапожки.
Сошьёт скворец исправно в срок.
Все сорок скроенных сапог.
Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула.
Проворонила ворона воронёнка.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
- Какой звук произносится чаще других? Звук «Р» Характеристика звука. (Согласный, звонкий, твёрдый). У звука «Р» есть братик, звук «рь». (Согласный, звонкий, мягкий).
5. На пятом пё рышке написано: Найди звук.
Дидактическая игра «Звуковые домики». Дети определяют наличие звуков «Р-Рь» в слове (начало, середина, конец слова). Воспитатель называет слова, дети определяют позицию звуков «Р-Рь» в слове и кладут звоночек в соответствующее окошечко.
Слова: Верба, стриж, проталина, скворец, грач, жаворонок, скворечник, ручеёк.
6. На шестом пё рышке написано: поиграй с птичками.
- Какие птицы прилетают весной? Назовите.
- В названии каких птиц вы услышали звуки «Р — Рь»?
Дидактическая игра: «Назови птенца». Грач — грачонок-грачата; стриж — стрижёнок — стрижата; журавль — журавлёнок — журавлята; скворец-скворчонок-скворчата. Дидактическая игра «Сложные слова». Белая грудь — белогрудая; длинные крылья — длиннокрылая; короткий хвост — короткохвостая; чёрные глаза — чёрноглазая; серые глаза — сероглазая; громкий голос — громкоголосая; пестрые крылья — пёстрокрылая. 7. На седьмом пёрышке написано — превращение. Дети оказываются на полянке и превращаются в весну. Произносят волшебные слова: Вокруг себя повернись, в Весну превратись. Дети представляют себя доброй и ласковой весной. Они дарят природе подарки: деревьям – листву, лугам – траву и цветы.
Снова нет ручьям покоя — (водят хоровод, идут по кругу).
День и ночь журчат в кустах (останавливаются, изображают волны руками).
Ходит солнце золотое (поднимают руки вверх, делают руками полукруг).
В чистых- чистых небесах. (Дети приседают — встают).
Льёт лучи на лес и луг (делают взмахи руками).
И на все цветы вокруг. (Показывают цветок над головой).
8. На восьмом пё рышке написано: «Найди пару». На полянке разложены цветы. На них написаны слова. Дети читают слова и находят пару.
Дидактическая игра «Скажи наоборот». Враг — друг, зло — добро, вражда — дружба, печаль — радость, трусость — храбрость, лень — трудолюбие.
9. На девятом пё рышке написано: «Заколдованные птицы». Из перепутанных букв дети составляют названия птиц.
10. На десятом пё рышке написано: Угадайте, что всего дороже? Дети называют картинки, выделяют первый звук и составляют слова. Затем они записывают все слова на карточке. Записав все слова, дети читают пословицу: «Дружба и братство дороже богатства.»
11. Итог занятия.
- Выходите, дети на лужок,
Встаньте все в кружок.
Солнце, солнце посвети,
Нас ярким лучиком освети.
Дети закрывают глаза и пытаются ощутить тепло, затем берутся за руки и передают тепло своих рук друг другу.