Ирина Кравцова
Конспект занятия в подготовительной группе «Моя Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Моя Родина – Россия» в подготовительной группе
Цель: формировать у детей чувство гордости за свою страну.
Задачи:
- продолжать учить читать географическую карту, поговорить о богатствах
России, воспитывать стремление беречь и приумножать их;
- поговорить об истории страны и ее символике;
- закрепить знания детей о названии страны, ее природе;
- поговорить об истории страны и ее символике;
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Моя Родина — Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- уточнить знания детей о праздниках и традициях;
- закрепить знания детей о русских народных сказках, воспитывать
у них любовь к русскому устному народному творчеству.
Наглядный материал:
физическая карта России, иллюстрации с изображением лесов, рек, морей, гор, различных животных, населяющих леса России, герб, флаг России, мяч, иллюстрации с изображениями эпизодов из русских народных сказок, русские народные сказки.
Предварительная работа:
беседы с детьми об истории страны, ее символике, о праздниках и традициях, чтение географической карты, рассказывание русских народных сказок.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. А поможет нам в этом барабан из игры «Поле чудес». Наш барабан разбит на
5 секторов. Покрутив барабан, мы с вами узнаем, что означает каждый сектор. Воспитатель предлагает ребенку покрутить барабан и начинается разговор о выпавшем секторе….
1-й сектор: физическая карта России
Воспитатель подводит детей к карте России и спрашивает у них :
- Что это такое? (Ответы детей)
-Как называется страна, где мы живем? (Ответы детей)
- Кто сможет показать границы нашей страны? (Кто-то из детей
показывает границы России).
- Какую по площади территорию занимает наша страна? (Ответы детей).
Беседа по карте:
- Что может еще рассказать карта? Как вы думаете, что обозначают вот эти кружочки? (Предположения детей). Правильно, это города. Посмотрите, сколько, много городов в России. Назовите, какие вы знаете города, а я попробую найти их на карте. (Дети называют города, и воспитатель показывает их на карте). Карта рассказала нам, что в России много городов…
- Что еще может рассказать карта? Скажите, что это за синие волнистые линии, которых очень много? (Предположения детей). Правильно, это реки. Рек в России тоже много. Какие реки вы знаете? (Ответы детей, воспитатель показывает на карте названные реки…
- Что обозначают голубые пятна? (Показывает моря.).(Ответы детей)
- Да, это моря, океаны и озера. Покажите, где вы видите моря? (Вызывается несколько детей, и предлагается показать моря, океаны или озера и прочитать их название…
- Какой цвет вы еще видите на карте, его очень много? (Ответы детей).
-А как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (Предположения детей).
- Да, зеленый цвет – это лес. Как называется в России огромный лес на земле?
(Ответы детей).
- А что дают леса? (Ответы детей).
- Как вы думаете, для чего нужно беречь лес? (Ответы детей).
- Правильно. Лес – это деревья, из которых делают огромное количество разных предметов; бумагу, на которой печатают книги, из нее делают тетради, альбомы и многое другое. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Лес – это природное богатство, его много, но к нему нужно относиться очень бережно….
- Еще какой цвет вы видите на карте? (Ответы детей).
- Что он обозначает? (Ответы детей).
-Да, это горы. У гор тоже есть названия, давайте прочитаем некоторые из них (Предлагается кому-нибудь из детей показать горы и прочитать их названия).
- Возле каких гор мы с вами живем? (Ответы детей).
И еще на карте вы видите темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, а в пустыне только один песок…
- Вот мы с вами и рассмотрели карту нашей страны. Что же она вам рассказала о России, что мы с вами по карте прочитали? (ответы детей) :
- Правильно. Россия – страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых живут разные звери, растут ягоды и грибы. В стране протекает множество рек, а в реках много разной рыбы. Есть в России горы. В горах добывают разные полезные ископаемые – уголь, алмазы, золото…
-Мы говорили о богатствах нашей страны, а теперь продолжаем нашу игру,
крутим барабан – выпадает следующий сектор…
2-й сектор: история России
Воспитатель спрашивает детей:
- Что мы с вами знаем об истории нашей страны? (Ответы детей) :
- Правильно. Наша Родина - государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. Жили наши предки в небольших избах. Самым главным у них был князь. Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли. Но когда на Русь нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними. А потом они решили объединиться навсегда, потому что поняли, вместе им будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу и тогда их никто не сможет победить. Выбрали себе главного князя, он стал называться царем. И Россия стала большим и сильным государством…
В этом секторе мы говорили о возникновении нашей страны.
Крутим барабан – выпадает следующий сектор
3-й сектор: герб, флаг России
Воспитатель говорит:
- Мы с вами знаем, что когда князья объединились, появилось новое Русское государство и у Русского государства появился свой герб. Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим… (Показывается крупное изображение герба России).
- Что вы видите в центре герба? (Ответы детей).
- Расскажите о нем, какой он? (Ответы детей).
- Почему же на гербе России изображен орел? (Ответы детей).
- Что это значит? (Ответы детей)
- Но почему у орла две головы? (Ответы детей).
- А что вы видите еще? (Ответы детей).
- Как вы думаете, что она обозначает? (Ответы детей).
- А что в лапах у орла? (Ответы детей).
- А что в другой лапке у орла? (Ответы детей).
- Правильно, по другому его называют держава. Это значит могущество, т. е. страна, в которой правит царь, могучая. - А что-нибудь в этом гербе вам знакомо? (Ответы детей).
- А почему герб Москвы в самом центре? (Ответы детей).
Воспитатель делает обобщение ответов детей:
-Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей. Но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя, что она возникла очень давно. Но у каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников. У России флаг трехцветный, три полосы – белая, синяя и красная.
- Что обозначает белый цвет? (Ответы детей).
- Что обозначает синий цвет? (Ответы детей).
Что обозначает красный цвет? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Вот как много могут рассказать о стране ее герб и флаг. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Собери герб и флаг России»…
Поговорив о символике, мы переходим к следующему сектору.
Крутим барабан – выпадает следующий сектор
4-й сектор: праздники, традиции
- У нашего российского народа есть свои праздники и традиции, и сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови праздники, которые ты знаешь». Дети становятся в круг и, передавая друг другу мяч, называют праздники – государственные, семейные, профессиональные. (Ответы детей).
- У каждого праздника есть свои традиции. Назовите мне традиции, которые вы знаете. (Ответы детей).
В заключении игры воспитатель хвалит детей и говорит, что они знают и праздники и традиции, которые отмечают люди в нашей стране.
Крутим барабан – выпадает следующий сектор
5-й сектор: сказки
- Русский народ очень талантлив. Как вы считаете, что русский народ умел делать очень хорошо? (Ответы детей).
- Вот о русских народных сказках мы сегодня с вами и поговорим. Я хочу посмотреть, как вы их знаете, и предлагаю вам игру - соревнование.
Дети делятся на две команды. Начинается игра…
1-й конкурс:
- Сейчас вы по очереди будете называть русские народные сказки. Команда, которая назовет большее количество сказок, получит два балла, а команда, которая проиграет, получит один балл. Выкрикивать с места нельзя. Вы будете поднимать руки, а я буду спрашивать вас по очереди. (Дети называют сказки, которые знают от каждой команды по очереди. …Подводится итог.
2-й конкурс
- Сейчас мы прослушаем отрывки из русских народных сказок, которые записаны на магнитофоне, для каждой команды по очереди. Тот, кто догадается, из какой сказки отрывок, поднимает руку. Помните, главное правило нашей игры – не выкрикивать. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку. Та команда, которая наберет больше фишек, получает два балла, та, у которой будет меньше фишек, получает один балл. (Слушаем по очереди запись сказок на магнитофоне). После конкурса проводится подсчет баллов …
3-й конкурс
- В следующем конкурсе вы должны будете узнать сказки по картинкам. На столах иллюстрации к разным русским народным сказкам. Сейчас каждая из команд возьмет по открытке. Вы должны будете вспомнить название сказки и поискать в своей команде того, у кого на открытке изображен эпизод из такой же сказки. Та команда, которая быстрее построится парами, получит два балла, та, которая позже это сделает, - один балл…После конкурса проводится подсчет баллов…
4-й конкурс
- Наш последний конкурс для вас не должен быть сложным. Перед вами много разных книг. Это русские народные сказки. Члены команд будут по очереди называть те сказки, которые вы узнали. Если вы правильно назвали сказку, возьмете книгу. Команда, которая соберет больше книг, получает два балла, меньше – один балл…
После этого конкурса воспитатель вместе с детьми подсчитывает общее количество баллов и объявляет победителя…
Воспитатель:
- Наше занятие подошло к концу. Что можно сказать о нашей стране России?
(Ответы детей).
Воспитатель подводит итог:
- Каждый человек должен любить свою Родину, гордиться ею, и сделать все от него зависящее, чтобы она была еще лучше и краше. ….