Наталья Толочко
Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб-богатство России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб — богатство нашей страны. Воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу; воспитывать трудолюбие.
Социально – Коммуникативное развитие
Продолжать учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя. Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
Познавательное развитие
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Хлеб-богатство России“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Развивать эмоционально-чувственную сферу, познавательные, творческие способности, мелкую моторику. Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека. Расширять представления детей об истории создания предметов. Ввести в активный словарь понятие «техническое тесто».
Художественно – эстетическое развитие
Закрепить умение лепить из соленого теста; вызвать у детей интерес к конечному результату работы; осмысливать и реализовывать собственный художественный замысел.
Речевое развитие:
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Физическое развитие
Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности (физкультминутка)
Словарная работа: техническое тесто
Наглядный материал. Картины с изображением поля, различных полевых работ. Колоски, соленое тесто, мука, клеенки, образцы узоров для печенья.
Ход занятия.
— Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.)
— Какие бы слова вы смогли сказать о России? Какая она?
(Ответы детей.)
— Очень часто говорят, что Россия — страна очень богатая? Как вы думаете, что это значит?
(Предположения детей.)
— Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, много полезных ископаемых — угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб. У русского народа много пословиц про хлеб. Давайте вспомните их.
(Дети называют пословицы, с которыми знакомы.)
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Худ обед, коли хлеба нет.
Сколько ни думай — лучше хлеба не придумаешь.
Хлеб в закромах — счастье в домах.
Май холодный — год хлебородный.
Коли в мае дождь — будет рожь.
Дождь в мае хлеба поднимает.
— Молодцы, а теперь послушайте вот такую пословицу:
«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай».
— Как вы поняли эту пословицу? (Рассуждения детей)
— Если нет в доме хлеба, значит, есть нечего, люди голодают. Отсюда и тоска, даже если человек живет не в простом доме, а в тереме. Хлеба край, значит, хлеба много. А если человек не голоден, так ему и под елью хорошо. Потому что отсутствие хлеба страшнее отсутствия дома.
— Слово хлеб в русском языке всегда обозначало достаток. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Заработать на хлеб». Или иногда говорят:
«Он дал ему хлеб»— то есть, обеспечил доход. Или «Отнять у кого-то хлеб» — обозначает лишить места работы.
Ребята хлеб получают из злаковых растений, скажите мне может кто – то из вас знает, что это за растения? (Рожь, пшеница)
(Дети отвечают)
— Но, чтобы получить муку, нужно много потрудиться. Труд земледельца — труд тяжёлый.
Вы уже немного знаете об этом труде. Сегодня мы вспомним об этом, и вы узнаете, как выращивали хлеб в давние-давние времена, когда не было никаких машин.
На доске вы видите картинки, на них изображен путь, который хлеб проходит, прежде чем попасть к нам на стол. Попробуйте расставить эти картинки в правильной последовательности и объяснить это. (Вызванный ребёнок расставляет картинки, и воспитатель просит его объяснить, почему он поставил картинки именно в этой последовательности.)
Картина 1. Посев семян.
Почему ты поставил эту картинку первой? (Потому что сначала надо посеять зёрна.) Посмотрите на эту иллюстрацию (показ репродукции картины А. Г Венецианова «На пашне. Весна».)
— Что вы видите? Как проходит сев (Девушка ведет под уздцы двух лошадей. Лошади тянут борону, которая рыхлит почву.)
— Зёрна посеяли. От чего зависит, как быстро взойдут семена? (От погоды.)
— Как погода может помочь и как может помешать этому? (Если не будет очень жарко, будут идти дожди, семена взойдут быстро. Если будет очень жарко, и не будет дождей, семена засохнут и не взойдут. Если будут всё время идти дожди, и не будет совсем солнца, семена сгниют в почве, и тоже не взойдут.)
Картина 2.
— Почему эта картинка вторая? (Потому что на ней мы видим всходы. Семена взошли, и мы видим уже колосья.)
Картина 3.
— Что изображено на третьей картинке? (Мешок с мукой.)
— Расскажите, откуда же взялась мука? Ведь на предыдущей картинке мы видели колосья? (Люди собрали урожай.)
— А как собирали колосья, ведь никаких машин не было? Чем жали колосья? (Ответы детей.)
Показ репродукции картины А. Г. Венецианова «На жатве. Лето».
— Что вы видите на картине? (Ответы детей.)
— Художник изобразил поле. Мы видим, что часть поля уже сжата. На переднем плане художник изобразил девушку в русском национальном костюме. Она отдыхает. А рядом лежит серп, которым она работала на жатве.
Этот труд был очень тяжелым, все выходили в поле. Одни жали, другие складывали колосья в стога. На картине мы видим эти стога.
Сжатые колосья потом молотили, чтобы из них высыпались зёрна. Зёрна ссыпали и мешки и везли на мельницу, где их мололи и получали муку. И вот теперь можно печь хлеб.
Картина 4.
— Что мы видим на последней картинке? (Из муки испекли разные хлебобулочные изделия — булочки, батоны, печенье, пироги.)
— Мы с вами узнали, как трудно было вырастить урожай, собрать его. Поэтому так и ценился хлеб на Руси.
Хлеб всегда был главным богатством России. Русский человек не мог жить без хлеба.
Есть такая русская поговорка «Хлеб — всему голова». Как вы её понимаете? (Предположения детей.)
Хлеб — всему голова, значит, хлеб — главный продукт, без него в Древней Руси не садились за стол.
К хлебу всегда относились с уважением. После еды со стола собирали все крошки и съедали их. Если хлеб нечаянно роняли, то, подняв кусок с пола, целовали его и просили прощения. Когда возникли города, хлеб стали выпекать специально обученные люди — пекари. Они пекли его в больших количествах и люди хлеб уже не пекли сами, а покупали его у булочников.
В наше время, когда выращивать и собирать урожай помогают множество машин, вырастить пшеницу и рожь тоже трудно. Поэтому и сейчас люди относятся к хлебу бережно.
Поэт Я. Аким написал такое стихотворение: (Алёна К.)
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Пашут каждую весну
Поднимают целину.
Сеют, жнут, ночей не спят.
С детства знай, как хлеб растят.
Я думаю, что все вы тоже бережно относитесь к хлебу.
Физкультминутка.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились
И ещё раз повторили.
(Наклоны в стороны.)
Приседаем мы по счёту,
Раз-два-три- четыре-пять.
Это нужная работа –
Мышцы ног тренировать.
(Приседания.)
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами.
(Рывки руками перед грудью.)
- Сегодня мы с вами будем пекарями и приготовим вкусное печенье в наш магазин для игр. Вы согласны?
(Дети отвечают).
- Давайте вспомним, как готовиться наше тесто. На один стакан соли мы берём один стакан муки, добавляем туда воды и разминаем, пока тесто не станет прилипать к рукам. Скажите, а можно ли есть изделия из такого теста?
(Дети отвечают).
-Зато вылепленные игрушки затвердевают и не портятся. Такое тесто называется техническим. Повторите.
(Дети повторяют).
Итог занятия
- Ребята, посмотрите, какие вы молодцы, как постарались. Рукодельники вы мои. Про вас можно сказать, что у вас золотые руки. Вы все постарались, и печенье получилось на славу.
- Спасибо вам, ребята! Вы очень много знаете о хлебе : и стихи, и пословицы, и как делают хлеб. Занятие наше окончено.