Наталья Аккуратова
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришёл?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе.
В-ль: Аккуратова Н. А.
Тема: «Как хлеб на стол пришёл?»
Программное содержание:
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе „Как хлеб на стол пришёл?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Продолжать расширять знания детей о произрастании хлебных злаков, знакомить и закреплять последовательность процессов выращивания хлеба;
- учить видеть взаимосвязь всех компонентов природы, замечать, что отсутствие одного из звеньев цепи ведёт к нулевому результату; расширять и уточнять знания о профессиях людей, занятых выращиванием и изготовлением хлеба;
- совершенствовать навыки творческого рассказывания, формировать умения свободного общения; упражнять в составлении рассказов, суждений по схемам, моделям;
- Способствовать решению проблемных ситуаций; развивать зрительные, слуховые и тактильные анализаторы; развивать мелкую моторику через пальчиковые игры, работу с опилками и при выкладывании мелких предметов; развивать наблюдательность и внимание;
- формировать умение слышать и слушать; воспитывать уважение к людям занятым выращиванием хлеба, бережно относиться к нему.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка»; (нацелить детей на их ощущения и настроение) :
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И на детей почти не глядя,
К той булке руку протянул.
- Ты кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я - пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
Воспитатель:
- Какое ощущение, чувство, настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Почему?
- Откуда у ребят, по - вашему, такое отношение к хлебу? (ответы и рассуждения, оценка поступка детей).
Воспитатель:
Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли…
Воспитатель:
- Люди часто называют хлеб «драгоценный», «золотой», «дорогой». Почему? (дети объясняют переносное значение этих определений).
Воспитатель:
- Ребята, я вам предлагаю сегодня отправиться в необычное путешествие, на небольшую экскурсию. (На полу в виде дорожки, обратной стороной вверх лежат картинки – этапы выращивания хлеба; поочерёдно переворачивая картины воспитатель задаёт вопросы и читает стихотворения к некоторым картинам) :
1. Снегозадержание:
- при чём здесь снег, ведь, хлеб выращивают летом, а не зимой?
- что делают трактора?
- как называется приспособление?
- что даёт снегозадержание?
2. Весенняя вспашка:
- кто работает в поле?
- что будет, если не пахать землю?
- нужна ли земле вспашка?
3. Внесение удобрений:
- что такое удобрения?
- для чего они нужны?
- что произойдёт, если землю не подкормить?
- кто занят на такой работе?
4. Посевная:
Пришла горячая пора,
Пора больших забот.
Рокочут в поле трактора,
Весенний сев идёт.
- какие трактора работают в поле? (гусеничный, колёсный).
- как называются приспособления?
- зачем нужны люди на сеялках?
- как называется их профессия?
Психогимнастика под музыку.
Дети вместе с воспитателем садятся на пол. Дети изображают зёрнышки, воспитатель проговаривает: зёрнышки набухают во влажной тёплой земле, появляется росток, который тянется к солнышку, ветерок нежно колышет молодые зелёные колоски, они шелестят, будто разговаривают друг с другом и т. д. – дети выпрямляются и тянутся руками вверх, наклоняя туловище в стороны.
5. Защита посевов:
- зачем здесь самолёт?
- что он делает?
- какие вредители хлебных колосков бывают?
- что произойдёт, если с ними не вести борьбу?
Пальчиковая гимнастика:
Мышка зёрнышко нашла
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой,
Для большого толстяка,
Аж, четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой. (Дети поочерёдно загибают пальцы рук).
6. Жатва:
- кто работает в поле?
- как называются машины?
- что они делают?
- на чём вывозят зерно с полей?
- какое зерно выращивают?
Рассматривание и сравнивание колосьев ржи и пшеницы. Величина и количество зёрен, длина усов, величина самого колоса, толщина стебля.
Игра «Что было бы, если бы…» (не было солнца; не было бы удобрений; всё время шёл бы дождь; люди не придумали бы самолёты, вертолёты; кончилось бы топливо, бензин и т. д.)
Опыт «Что случится с зёрнышком, если всё время будет лить дождь?» (несколько зёрнышек заливаем водой и оставляем на неделю – долгосрочное наблюдение и поддержка интереса).
7. Элеватор:
- как люди сохраняют зерно до следующей посевной?
8. Мукомольный завод:
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может. (Ветряная мельница).
- кто работает на мельнице? (мельник).
- как называется завод, где мелят муку?
- кто работает на таких заводах? (мукомолы)
9. Хлебозавод :
Богатырь – муковоз
На завод муку повёз.
От завода – автомата
Льётся тёплый хлебный запах.
Так и скачут из печи
Плюшки, сушки, да, ватрушки,
Куличи да калачи,
Сладкие коврижки.
- кто работает на таких заводах? (пекари, хлебопёки).
Пальчиковая гимнастика:
Пекарь, пекарь из муки
Испеки нам колобки.
Да сушки – Ванюшке,
Да баранки – Танюшке,
Да бублики – Гришке,
Да крендель – Маришке.
Рассматривание схемы «Хлебо – булочные изделия» (дети называют из какой муки – ржаной, пшеничной – какие изделия выпекают).
Рассматривание схемы»Чем был раньше хлеб» (зерно, росток, колос, мука, хлеб).
Воспитатель:
- Ребята, я предлагаю вам сей час стать пекарями, которые работают в две смены – делятся на две подгруппы, чтобы стать пекарем надо вспомнить пословицу или поговорку о хлебе.
Пантомима «Готовимся к работе». (надеваем фартук, завязываем его, надеваем колпак, моем и вытираем руки).
«Пекари». (на столе «неиспечённые» хлебо – булочные изделия (белые формы);
частичный показ с объяснением работы с крашеными опилками – первая подгруппа самостоятельно выполняет работу (мелкая моторика);
вторая подгруппа – выкладывает из тыквенных семечек и спичек колосок по образцу воспитателя; после выполнения работы подгруппы меняются местами; по ходу работы указания, индивидуальная помощь, наводящие вопросы.
Итог:
Сегодня все пекари постарались на славу, теперь в магазине можно будет купить всё, что душе угодно.
Воспитатель: Я вам предлагаю посмотреть «Как делают хлеб». (презентация).