Елена Зайцева
Конспект занятия «Школа юных пожарных» ОБЖ с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
Формировать у детей основы пожарной безопасности, умения принимать правильные решения в экстремальных ситуациях через познавательную, экспериментальную и игровую деятельность.
Задачи.
1 Образовательные:
- закреплять представление детей о профессии пожарного;
- продолжать учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг;
- научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;
- знакомить детей с огнем и его свойствам;
2 Развивающая:
Публикация «Конспект занятия „Школа юных пожарных“ ОБЖ с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Пожарный. Знакомство с профессией
- Темочки
- расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
- развивать любознательность, память, логическое мышление.
3 Воспитательная:
- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
Тип образовательной деятельности: познавательно - экспериментальная
Развивающие:
- развивать творческое воображение, формировать умение понимать учебную задачу;
Воспитательные:
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения, чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Оборудование: фото пожарного, рисунки грустный и весёлый человечек; рисунки о пользе и вреде огня; рисунки с правилами безопасного поведения во время пожара; предметные картинки к дидактической игре «Горит, не горит» с нумерацией; три свечи на блюдцах, зажигалка, два прозрачных стакана с песком, водой, 2 ложки, кусочек плотной ткани, миска с водой, маленькое полотенце, пожарный щит, удостоверения «Юный пожарный».
Воспитатель :- Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день.
Мы смелые работники
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?. Пожарные (30 Апреля-День пожарной охраны)
Сегодня я хочу побеседовать с вами об очень интересной профессии. Посмотрите на фотографию. Человек какой профессии на ней изображён? (пожарный)
Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным? (нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.)
- А какими должны быть пожарные? (сильными, ловкими, смелыми, отважными)
- Опасна ли профессия пожарного? Почему? (Могут обжечься, здание обрушиться и т. д.)
- Посмотрите и скажите, во что одет пожарный? (Он в каске, в специальном костюме.)
- Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне.
- Ребята, а знаете ли вы помощников пожарных? (Пожарная машина.)
- Вы слышали сирену пожарной машины. Для чего она нужна? (Чтобы на дорогах пропускали пожарную машину.)
- Какие здесь ещё изображены помощники? (Пожарный вертолет, самолёт, поезд.)
- Где помогают эти помощники? (Тушат высотные здания, лесные пожары)
- Почему пожарные машины и вертолеты красного цвета? (Красный цвет-цвет огня, опасности.)
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила электронное письмо, давайте с вами почитаем его?
Письмо: «Дорогие ребята! Я начальник караула пожарной части. Мы создаем отряды «Юных пожарных». Желающие присоединяйтесь к нам.»
Воспитатель: Вы хотели бы стать юными пожарными?
Тогда я предлагаю вам пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, поиграем в умные, смелые и ловкие пожарные, если мы справимся, то нас примут в команду и вам будут выданы удостоверения юного пожарного. Вы согласны? (да)
Игра «Польза и вред огня».
- Первое испытание - игра «Польза и вред огня».
- Когда мы можем сказать «Огонь — наш друг»? (когда огонь приносит человеку пользу)
- Когда мы говорим «Огонь — наш враг»? (когда происходит пожар и всё горит)
- Перед нами две доски. На одной человечек улыбается — поместите сюда рисунки, на которых изображена польза огня. (С помощью огня человек готовит пищу, освещает дом, обогревает жильё.)
- Здесь грустный человечек — поместите рисунки, на которых изображён вред огня, то, что может произойти от неосторожного обращения с огнём. (От неосторожного обращения с огнём могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.)
- По какой причине может возникнуть пожар? (Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных без присмотра включенных электроприборов, газовых плит.)
Воспитатель: Я предлагаю сыграть в игру, которая поможет узнать на сколько хорошо вы знакомы с правилами пожарной безопасности и внимательны.
«Топаем, хлопаем»
Воспитатель: Я расскажу условия игры, вы запоминайте.
(Если дети поступают правильно – мы хлопаем, Если неправильно – топаем).
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть (топают)
Коля убежал за дом, там играет он с костром (топают)
Он опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает (хлопают)
Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают (топают)
Клим увидел: дом горит, Мальчик «01» звонит (хлопают)
Воспитатель: Давайте запомним с вами: «Пусть помнит каждый гражданин, пожарный номер 01 или 112», называют свой домашний адрес.
«Лаборатория Огня».
- Юный пожарный должен встретиться с настоящим огнём. Что мы и сделаем в нашей лаборатории. Приглашаю вас на следующее испытание в «Лабораторию Огня».
Опыт 1: - (Зажигают свечи) Что это? (огонёк)
- Огонёк какой? (ярки, красивый)
- Можно ли к нему прикоснуться? (нет)
-Почему? (Можно обжечься.)
- Что произойдёт, если свечу уронить на пол? (Может произойти пожар.)
- Огонь — стихия яркая, привлекательная, но очень опасная.
- Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить.)
- Чем можно потушить огонь? (водой)
- Потуши свечу водой (так же песком, плотной тканью — одеялом, снегом)
- При пожаре опасен не только огонь, но и дым. Почему? (человек может задохнуться)
- Что надо сделать, чтобы не надышаться дымом? (намочить тряпку и приложить к носу и рту)
- Покажите, как. (ребёнок демонстрирует)
Воспитатель: А загрязняет ли огонь воздух?
Опыт 2. Подержать немного над пламенем лупу. Она закоптится. Почему лупа стала черной? Что это? (Дать детям потрогать, вытереть влажными салфетками)
Вывод: При сгорании выделяется копоть, дым, значит, огонь загрязняет воздух.
Картинки «Польза и вред огня»
Физминутка.
Кто шагает дружно в ряд, (Шагают друг за другом)
Мы пожарников отряд.
От жары горит лицо,
Мы огонь возьмём в кольцо. (Делают круг)
Едкий дым колюч и горек. (Складывают руки)
Тут поможет лишь топорик. («Топориком»)
Пламя в щели так и бьёт. (Делают махи руками)
Прорублю я в стенке ход. («Топориком»)
Багром дотянусь до горящих досок, (Поднимаются на носки)
Лопатою пламя зарою в песок. (Изображают движения)
«Пожарный щит».
-Что это? (противопожарный щит)
- Для чего он нужен?
- Какие предметы используют для тушения пожара? (топор, пожарное ведро, багор, лом, лопата, песок, огнетушитель)
- Почему все эти предметы находятся в одном месте? (чтобы при пожаре взрослые легко могли найти нужный инвентарь)
Игра – собери пазлы.
Воспитатель : Молодцы ребята, мы верно справились с заданием.
Ребята, что мы с вами сегодня делали? Для чего мы это делали? Что вам понравилось больше всего?
Что было сложно сделать? А как вы думаете, для чего нам нужны будут полученные знания?
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы прошли все испытания по подготовке. Не передумали быть пожарными? Я думаю, что нас можно зачислить в дружину юных пожарных.