Елена Буракова
Конспект НОД с элементами экспериментирования «Помощь жителям страны Почемучек» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать элементарные представления об использовании различных веществ вместо чернил посредством активного включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.
Задачи: Образовательные: выявить возможность использования различных веществ вместо чернил; показать способы их проявления: нагревание, йодная настойка;
расширить знания детей о том, чем писали древние люди;
осуществлять развитие детей в познавательно-исследовательской деятельности;
активизировать словарь детей.
Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования „Помощь жителям страны Почемучек“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Развивающие: развивать в процессе экспериментальной деятельности умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: формировать умение соблюдать технику безопасности, воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи, интерес к истории человечества
Материалы и оборудование:
На каждого ребенка: листы бумаги, стаканчики с молоком, лимонным соком, раствором крахмала, ватные палочки, йодная настойка; утюг, мультимедийное оборудование, презентация, письмо, картинки (лимон, молоко, крахмал, спецодежда.
Ход НОД:
Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад утром, вас еще не было, я обнаружила письмо. Может быть, откроем, посмотрим, что там написано? (ответы детей).
Педагог читает письмо: «Дорогие ребята, если вам попало это письмо, помогите нам, пожалуйста! Мы жители страны Почемучек попали в беду! Злой волшебник украл у нас все краски и чернила, мы не знаем, чем их можно заменить и что нам делать? Это письмо мы кое - как написали огрызком карандаша, который у нас остался. А что нам делать дальше – мы не знаем…»
Воспитатель: Ребята, что же делать? (ответы детей).
Но прежде чем кому-то помогать и решать какую-то сложную проблему, что нужно сделать?
Дети: Нужно побольше узнать об этой проблеме.
Воспитатель: Правильно! Нам самим нужно узнать – чем же кроме чернил, красок, карандашей, фломастеров, ручек можно писать?
Воспитатель:
За осанкой мы следим,
Все красиво мы сидим.
Просмотр презентации «Чем писали древние люди».
Слайд 2. На чём писали древние люди? Первобытные люди делали свои рисунки на стенах пещер, высекали их на скалах.
Слайд3. Одним из предшественников бумаги были глиняные таблички. Люди догадались, что можно наносить рисунки, какие - то знаки на мокрой глине. Глину замешивали с водой и давали немного настояться. После этого можно было изготавливать табличку и наносить на неё информацию. Древние люди сушили таблички на солнце или обжигали на огне. Иногда записи были длинными и занимали много табличек. Каждая такая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных «страниц» уложенных в деревянные ящики. Такие таблички можно было посылать на далёкие расстояния. Однако они были очень тяжелыми, и их изготовление занимало много времени.
Слайд 4. Какие материалы пришли на смену глине? В южных странах на смену глиняным дощечкам пришёл папирус – материал для письма, который изготавливали из тростникового растения с таким же названием. Оно имело мягкие стебли толщиной в человеческую руку и достигало высоты до 3 метров
Слайд 5. Свиток папируса.
Слайд 6. Через много - много лет папирус был вытеснен прочным и долговечным материалом – пергаментом, который изготавливали из кожи овец, коз, телят. Кожу тщательно чистили, скоблили, шлифовали пока она не становилась желтой или белой. На изготовление одной книги нередко требовалось затратить до 250-300 шкур животных. Книги и грамоты из пергамента можно было сгибать и вновь распрямлять, они при этом не ломались, записи делали перьями: гусиными, лебедиными или павлиньими. Чернила были самыми разнообразными. Самыми прочными считались те, которые готовили из чернильных орехов.
Слайд 7. В древней Греции, Риме люди писали на деревянных дощечках, покрытых воском. Палочки, которыми процарапывали воск, были с одной стороны заострены, а с другой стороны имели закругление в виде лопатки, с помощью него можно было стереть написанное. Две дощечки можно было связать шнурком, продетым в отверстия, которые просверливались заранее. Таким образом, данные дощечки можно считать первыми книгами.
Использование такого материала для письма, как восковые дощечки неудобно тем, что, сделанные таким способом книги будут очень тяжелыми. Писать на воске очень легко и удобно, палочка движется как по твёрдому маслу.
Слайд 8. На чём писали в России? На Руси самым распространённым материалом для письма была береста. Это определённые слои коры берёзы. Береста — удобный материал для письма. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной. Листу бересты придавали прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой костяной или металлической палочкой — писалом. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями. Кусок бересты с выцарапанными знаками назывался берестяной грамотой. По сравнению с глиняной табличкой береста более удобный материал, но заготовка коры берёзы требует сноровки, умения. Удаление неверно написанных символов невозможно.
Воспитатель: Если эти материалы были не удобны, то почему же ими все-таки пользовались? (Не было бумаги)
Слайд 9. Бумага была изобретена в Китае в 105 году нашей эры важным чиновником при дворе императора – Цай Лунь. Это открытие имело важное значение не только для Китая, но и для всего мира. Имя Цай Луня по праву входит в число имён величайших изобретателей в истории человечества. Появились бумага, книги.
Воспитатель:
Какими были первые книги? (каменные, глиняные).
Чем на них писали? (выбивали камнем, писали острыми палочками).
Что такое папирус? (болотное растение, его высушивали, потом на нем писали).
Что такое пергамент? (материал для письма из недубленой сыромятной кожи животных).
Удобны ли были книги из этих материалов? (нет, они были очень громоздкими).
А почему ими все-таки пользовались? (не было бумаги).
А какие материалы сейчас используют для письма? (бумагу).
Чем можно писать на бумаге? (фломастер, ручка, карандаш, краски, лак, уголь, помада, восковые мелки).
Воспитатель выставляет все перечисленные предметы перед детьми и добавляет еще необычные вещества для письма: молоко, лимонный сок, крахмал.
Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию.
Правила поведения в лаборатории.
1. Внимательно слушать инструкции взрослого.
2. Быть осторожными с различными жидкостями (не брать в рот, не разбивать, стараться не проливать на стол, одежду).
3. Не кричать.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, можно ли писать молоком, лимонным соком, крахмалом? (ответы детей).
Воспитатель просит проверить их предположения.
Проговорить алгоритм выполнения:
1. взять ватную палочку и одно из веществ.
2. намочить ватную палочку этим веществом.
3. взять листок бумаги нарисовать рисунок.
4. положить листок около той картинки, где нарисовано данное вещество.
5. тоже самое проделать с другим веществом.
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас на разминку!
Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
На ходьбу мы перейдем,
Заниматься вновь начнем!
Воспитатель: А как вы думаете, для чего я приготовила утюг и «волшебную жидкость»?
Дети: утюг – чтобы просушить бумагу, а «волшебную жидкость», чтобы стать «волшебником», совершить какое-нибудь чудо.
Воспитатель вместе с детьми проглаживают листы бумаги, на которых дети рисовали молоком и видят, что надпись проявилась. Почему так произошло?
Из личного опыта, мы знаем, что когда «сбегает» на горячую плиту молоко - оно темнеет. Вот и утюг нагрел его, и оно стало «видимым».
Воспитатель: А теперь проверим с помощью «волшебной жидкости» - йодной настойки, проявится ли надпись, сделанная лимонным соком и крахмалом.
Воспитатель предлагает детям намочить ватные палочки «волшебной жидкостью» и смазать надписи (надписи проявились, стали заметными).
В результате исследований дети делают вывод, что писать можно не только обычными чернилами, ручками, фломастерами, но и необычными материалами: молоком, лимонным соком, крахмалом.
Ребята, давайте напишем письмо (с помощью значков) жителям страны Почемучек и попробуем объяснить им, как можно писать с помощью необычных чернил.
Итог занятия (рефлексия) :
Что мы делали, кому помогали?
Что узнали нового?
Ребята, я пойду домой, зайду на почту и отправлю письмо. Как только жители страны Почемучек прочитают наше письмо, научатся использовать необычные материалы для письма, так чары злого волшебника разрушатся и у них снова появятся чернила, ручки, фломастеры, краски и все – все, чем можно писать!
Ребята, посмотрите, у меня в шкатулке лежат смайлики. Кому было интересно на
занятии – возьмет улыбающегося смайлика, кому нет - грустного.