Лариса Гацко
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли».
Лариса Гацко. Блог.
Цель: систематизировать знания детей о соли, как о продукте, необходимом для человека, продолжать знакомить с разными видами соли (пищевая, морская, йодированная).
В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и качествами соли (растворяется в воде, притягивает к себе воду).
Публикация «Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе „Путешествие в Царство соли“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Стимулировать поисковые действия ребенка, направленные на познавательный результат, использование схемы при проведении опытов.
Развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи, высказывать предположения.
Материал: розетки с разными видами соли (мелкая, крупная, цветная соль, лупы на каждого ребенка, баночки с водой, ложки, соль в стаканчиках, кристаллы соли, по две дольки моркови и свеклы на каждого ребенка на тарелке, термос с кусочками льда, две тарелки, индивидуальные шапочки исследователей, схемы проведения опытов на каждого ребенка, мяч, рукавички для глазной гимнастики.
Предварительная работа: чтение рассказов о соли из книги А. Кленов «Малышам о минералах», чтение русской народной сказки «Соль», словацкой народной сказки «Соль дороже золота», проведение опыта «выращиваем кристаллы соли», лепка изделий из соленого теста.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня я предлагаю вам стать исследователями, а что мы будем исследовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:
«В воде родится, а воды боится?»
- Предлагаю посмотреть отгадку. (приглашаю детей к столу, где выставлены разные виды соли).
- Как вы думаете, что это?
- Как вы догадались?
- А это что, тоже соль? (показываю на цветную соль для ванн).
- А мы можем солить ей суп, кашу?
- Почему нет? (высказывания детей).
- Да, ребята, эта соль не пищевая, лечебная.
Вывод: соль бывает пищевая и не пищевая, крупная и мелкая, цветная.
- А на что еще похожа соль? (ответы детей)
- Так вот, сегодня мы будем исследовать соль.
Но прежде, чем начать исследование, давайте вспомним, что мы знаем о соли.
Игра в кругу с мячом. (дети передают мяч друг другу, сообщая свои знания о соли).
• Соль один из главнейших и драгоценнейших камней планеты Земля.
• Соли на Земле огромное количество.
• Соль бывает в земле и в воде.
• Появляется соль на месте высыхающих соляных озер.
• Добывать соль трудно. Для этого используют мощные буровые машины, которые отсасывают из озер воду, выпаривают её и остается чистая белая соль.
• Соль придает блюдам особый вкус.
• Существуют соляные пещеры. Они лечебные.
- Молодцы, ребята, вы так много рассказали о соли. Теперь предлагаю вам надеть каждому свою шапочку исследователя.
- Каким должен быть исследователь? (внимательным, наблюдательным, усидчивым, трудолюбивым).
Проведем перед исследованием гимнастику для глаз. (глазная гимнастика с рукавичками).
- Теперь приглашаю вас в наш исследовательский центр. Мы говорили про соль, и я предлагаю вам рассмотреть кристаллы соли через лупу.
- Что вы увидели? На что похожи кристаллы соли? (высказывания детей).
- Предлагаю провести опыт №1.
Положить ложку соли в банку с водой и размешать соль. (дети проводят опыт самостоятельно, используя схему).
- Исследователь Миша, что ты сделал?
- Исследователь Настя, что у тебя получилось?
- Как вы думаете, соль совсем исчезла?
- Изменился ли цвет воды? (ответы детей).
- Вот мы с вами открыли свойство соли. Соль хорошо растворяется в воде!
Вывод: да, это так кажется, что соль исчезла, а она где-то здесь. Просто она растворилась и стала невидимой. (вспоминаем с детьми проведенные опыты по выращиванию соли, рассматриваем кристаллы).
- Предлагаю провести опыт №2.
У вас на тарелочке лежат по две дольки моркови и свеклы. Предлагаю одну дольку моркови и свеклы посыпать солью, а другую нет. (дети проводят опыт, используя схему).
- Исследователь Арсений, что ты сделал?
- А, вот результат этого опыта, мы посмотрим через некоторое время.
Приглашаю вас к другому исследовательскому столу.
- Что у меня в руках? (термос).
- А, вот что в нем находится вы узнаете, задавая мне вопросы.
Игра «Да-Нет». (технология ТРИЗ).
В термосе находится лёд.
Высыпаем кусочки льда на две тарелки. Предлагаю детям посолить ложками лёд в одной из тарелок, и оставить его на некоторое время.
Возвращаемся к опыту №2.
- Исследователь Вика, что у тебя получилось?
- Исследователь Артем (Лера, Лиза, что у тебя получилось? (ответы детей).
Предлагаю посмотреть в лупы. Где соль? Что произошло?
Вывод: это ещё одно свойство соли. Соль притягивает к себе воду.
- Мы много потрудились, нашему организму нужен отдых.
Физминутка.
Быстро встаньте-улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь,
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево – вправо повернитесь
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали!
Дети вспоминают про опыт со льдом. Возвращаемся к тарелкам со льдом.
- Что вы заметили? (ответы детей).
Рефлексия.
Итак, ребята! Сегодня я буду писать отчет о наших исследованиях. Как вы думаете, что можно написать в отчете?
- Скажите, какими свойствами обладает соль? (ответы детей).
- Что нового вы узнали о соли?
- Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях?
Предлагаю вам посетить наш мини-музей соли, где собраны разные её виды.
Благодарю за внимание!