Ольга Игнатова
Конспект занятия «Путешествие в прошлое счетных устройств» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в прошлое счетных устройств»
в подготовительной к школе группе
Подготовила воспитатель Игнатова О. П.
Цель: Формирование элементарных представлений детей о счетных устройствах.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в прошлое счетных устройств“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Счеты, счетные устройства
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Обучающие задачи:
- познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком;
- расширить знания детей о разнообразии счётных устройств;
- активизировать познавательную активность детей.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к истории счётных устройств;
- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
- способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения;
- развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей эмоционально-ценностное отношение к истории счётных устройств;
- воспитывать любознательность, умение работать сообща, в группах.
Приё мы: показ, беседа, вопрос, художественное слово, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: Презентация "Музей счетных устройств", камешки, веревочки, шишки, счеты, калькуляторы, ноутбук, листы для рисования, простые и цветные карандаши, компьютер, проектор.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет увлекательное путешествие, игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
За столом сидят 2 детей: 1 – считает на счетах, 2 – вычисляет на калькуляторе.
- Ребята, что у нас Дашенька с Арсением делают? (Считают)
- На чём? (ответы детей)
- А вы как умете считать? (ответы детей)
- Ребята, а вы знаете, как люди раньше считали? (ответы детей)
- Хотели бы узнать?
Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в прошлое счетных устройств и там мы найдем ответы на все наши вопросы.
Слайд 1 «Путешествие в мир счетных устройств».
- В древние времена первобытные люди не умели считать. Но нужно было считать добычу, запасы.
-Как вы думаете, с помощью чего считали первобытные люди?
Слайд 2 Ребята, обратите внимание у нас на экране появилась рука. (ответы детей)
Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. Пальцы и были самым первым счетным устройством. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног.
-Как вы думаете, удобно было считать? Почему?
- Ребята, а что люди могли считать на пальцах рук и ног? (ответы детей)
- Когда для счета перестало хватать пальцев на руках и ногах, люди стали использовать каменные палочки, камешки, бусины и ракушки.
Слайд 3
- Ребята, что могли считать первобытные люди на камешках, палочках (рыбу, белок) А на пальцах?
-Мы свами на пальцах не будем считать, а поиграем
(Пальчиковая гимнастика)
Встали как-то утром в ряд 10 маленьких утят.
Посчитались.
Удивились.
На две группы разделились.
Пёрышки почистили, головкой покивали.
Червячка склевали, к речке побежали.
Слайд 4. Посмотрите на следующее счетное устройство.
- Что это? (Веревка с узелками)
-Как думаете, веревку можно использовать для счета? (ответы детей)
Ребята, индейцы племени Майя придумали завязывать множество узелков на веревке и поэтому такой способ называется «узелковые счеты»
Пасет пастух стадо овец. На поясе у него веревка, а на веревке столько узелков, сколько овец в стаде. Родился ягненок – пастух завязал еще один узел. Утащили волки двух овец – развязал два узелка.
-Как вы думаете, как же считать такими счётами?
Давайте попробуем вместе. (дети действуют по показу воспитателя)
- Сколько у собачки хвостов? (один узелок - показ воспитателя).
Выполните ответ на вопрос узелками:
Сколько у собачки ушей?
А сколько лап у собачки?
Здорово у вас получилось использовать узелковые счёты! Молодцы!
Чтобы узнать какое следующее счётное устройство, вы должны отгадать загадку?
На лесенке-стремянке
Развешаны баранки
Щелк да щелк – пять да пять.
Та мы учимся считать. (ответы детей)
Правильно – счеты (Слайд 5)
-Что это за счетное устройство?
- Кто знает как устроены счеты?
Дети: индивидуальные ответы детей
Счеты - это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка-цифра.
-А для чего они нужны?
Дети: ответы детей
Кто знает, как с помощью них считать? А дальше? (показ воспитателя счета десятка на 2 ряду).
-Вы где-нибудь видели такое счетное устройство?
Дети: индивидуальные ответы детей
Ребята, ваши бабушки и дедушки видели, как продавцы считали на счетах, когда что-то продавали в магазине. В настоящее время они используются очень редко. Прежде чем идти дальше, я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкульминутка
А теперь все вместе встали
Руки дружно вверх подняли
Руки в стороны, вперед,
А теперь наоборот
Влево – вправо повернулись,
И друг-другу улыбнулись
Тихо сели, и опять
Будем дело продолжать
- Ребята, отгадайте следующую загадку:
Я по кнопочкам стучу
Два числа сложить хочу.
На ладошке он лежит
Быстро он пример решит.
На экране напечатал
Результат мне (Калькулятор)
Слайд 6
Правильно, ребята. Около тридцати лет назад ученые изобрели совершенно новое счетное устройство. Ребята, чтобы считать большие цифры на счетах, человеку необходимо было много времени. И поэтому изобрели машину вы, наверно, знаете.
- Как вы думаете, чем калькулятор отличается от всех предыдущих? Какие знакомые значки вы видите на калькуляторе? (Показ картинки) (ответы детей)
Действительно, это электронное устройство и на нем можно выполнять различные действия.
-Может кто-то знает, какие действия можно выполнять на калькуляторе? (ответы детей)
Правильно, сложение, вычитание, деление, умножение и даже решать сложные примеры и задачи.
-Кто попробовал считать на калькуляторе?
-Хотите решить сложный пример 23+27 Как узнать ответ?
- Следующая загадка:
С ним мы в игры поиграем,
С ним мы тексты набираем,
Он оформит их красиво
И разложит по архивам.
Он работу нам облегчит,
Связь мгновенно обеспечит.
Он рисует и поет,
В Интернет с собой ведет.
Друг что надо! Просто супер!
Персональный наш… (Компьютер)
- Правильно, ребята, это компьютер. Слайд 7
Это машина, которая может хранить и отыскивать огромное количество информации и быстро решать много задач. Компьютеры управляют самолетами, космическими кораблями, контролируют медицинское оборудование, поддерживают жизнь тяжелобольных людей.
- Чем компьютер отличается от калькулятора? (ответы детей)
Правильно, на калькуляторе можно только считать, а на компьютере можно ещё и сохранить информацию.
Сейчас – маленькие компьютеры - это ваши планшеты, андроиды, где также можно вычислять.
Рефлексия
- Сегодня мы узнали, как со времен древних людей до нас усовершенствовался путь счетных устройств.
Давайте, вспомним, какое было самое первое счетное устройство?
Какие счетные устройства вы еще запомнили?
Что вам особенно запомнилось? Что вам было интересно, а что вызвало затруднения?
- Сейчас, я вам предлагаю проявить свою фантазию и воображение и нарисовать «Счетное устройство будущего!»
(Рисование по замыслу карандашами)