Мария Алейник
Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в мир сказок К. И. Чуковского»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
«Путешествие в волшебный мир сказок К. И. Чуковского».
Учитель – логопед: Алейник М. М.
Тема: «Путешествие в волшебную страну сказок»
Режим проведения: логопедический пункт
Речевой статус детей : ФФНР
Количество детей : 6
Публикация «Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы „Путешествие в мир сказок К, И, Чуковского“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Продолжительность занятия : 35 мин.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Активизировать речевую деятельность детей. Совершенствовать произносительную сторону речи. Учить детей самостоятельно размышлять, делать умозаключения на основе суждений. Расширять словарный запас существительных, качественных и относительных прилагательных, обозначающих признаки предметов.
Коррекционно – развивающие:
Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов, совершенствовать умение различать на слух звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, развивать слуховую память и слуховое восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Учить узнавать в зашумленных изображениях заданный предмет и обводить его контур. Развивать зрительно-моторную координацию, закрепить умения правильно называть положения предметов в микропространстве (в центре, в верхнем левом, правом углу, в нижнем левом, правом углу, посередине: слева, справа, вверху и внизу.)
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать мотивационную готовность детей к познавательной деятельности. Воспитывать культуру речевого общения, умение регулировать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми согласно установленным в группе правилам.
Воспитывать интерес к творчеству К. И. Чуковского.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о творчестве писателя К. И. Чуковского;
Беседы по содержанию сказок, анализ поступков сказочных героев
Анализ художественной ценности произведений писателя.
Речевые игры; лексические упражнения на материале художественных произведений писателя.
Разучивание стихотворных текстов по мотивам сказок К. И. Чуковского,
составление загадок.
Оборудование: Звуковые модели слов, карточки с буквами, зашумлённые картинки, чудо – дерево, картинки с загадками, разрезные картинки, чашки с султанчиками, фломастеры.
Ход занятия:
Дети заходят в музыкальный зал, здороваются с гостями.
Логопед: Ребята, а теперь давайте поприветствуем друг друга: «Наша дружная семья это Вы и это… Дети в свою очередь кладут свою правую ладонь сверху на ладонь педагога и добавляют: «Я», левую руку отводят в сторону. Получается «солнышко».
Логопед: Смотрите, какая мы дружная команда, и наш девиз…
Дети добавляют: «Один за всех и все за одного!»
Логопед: А теперь давайте послушаем Светлану Михайловну.
Психолог: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы предлагаем Вам отправиться в путешествие в волшебный мир сказки. Согласны?
Предполагаемые ответы детей : Да.
Психолог:
Только эта волшебная страна не любит хмурых и сердитых людей, и мы хотели бы узнать, какое у Вас настроение. Пожалуйста, выберите смайлик, который соответствует Вашему настроению, и покажите его нам и нашим гостям.
(Дети выбирают смайлик, соответствующий их настроению и показывают его гостям)
Психолог: Вот и замечательно! А теперь давайте выполним упражнения, которые помогут Вам лучше видеть, слышать, думать и рассуждать.
- Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю часть мизинца, слегка надавливая на него.
- Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга.
- Тёплыми разогретыми руками быстро потрите щёки.
- Кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке.
- Сожмите руки в кулак и энергично, быстро поглаживайте внешнюю и внутреннюю сторону предплечья.
Логопед: Ну, что, ребята, Вы вооружины хорошим настроением, знаниями и мы можем, наконец, отправиться в наше путешествие. Но, чтобы узнать, в какие сказки мы попадём, нам надо выполнить одно важное задание: выложить слово из этих букв. Это слово будет нам подсказкой.
- Возьмите каждый по одной букве, посмотрите её номер на обратной стороне и выложите слово, выкладывая буквы по порядку, согласно порядковому номеру.
(Дети выкладывают слово «дерево» из букв разного цвета, который символизирует гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. Логопед уточняет с детьми характеристику каждого звука - буквы).
Логопед: Ребята, Вы догадались, что означает слово «дерево»?
Предполагаемые ответы детей : Нет!
Логопед: А давайте произнесём волшебное заклинание. Может тогда произойдёт чудо и дерево появится?
Дети произносят «заклинание» :
- Глаза закрываем, слова называем.
Дверь в сказку отворись! Чудо дерево явись!
Логопед: Ребята, смотрите:
Здесь, у нас в детском саду, в музыкальном зале,
Выросло вдруг на виду древо с чудесами.
Не листочки на нём, не цветы, не почки.
А огромный самовар, чемодан, да бочки.
А ещё сковорода, щётка и тетрадки.
А на них, вот это да! Прячутся загадки.
Ребята, вы догадались, откуда все эти предметы: самовар, чемодан, щётка, сковорода?
Предполагаемые ответы детей : из сказок К. И. Чуковского.
Логопед: Давайте отгадаем загадку и узнаем, в какую сказку мы попадём (Читает загадку.)
В этой сказке небылице
Стали чудеса твориться.
Стали звери в ней шалить,
По-другому говорить…
- Ребята, в какую же сказку мы попали?
Предполагаемые ответы детей : Сказка «Путаница».
Логопед: Вы знаете, героям этой сказки просто необходима Ваша помощь. У них перепутались все звуки, и они стали говорить на непонятном им языке. Но прежде, чем им помочь, давайте вспомним, чем буква отличается от звука.
Предполагаемые ответы детей : Буквы мы видим, пишем и называем, а звуки слышим и произносим.
Логопед: А сейчас мы проведём интеллектуальную разминку и вспомним, какие звуки речи мы знаем. На карточке одна буква (а мы знаем, что буква – это графическое изображение звука) выделена другим цветом. Пожалуйста, внимательно посмотрите на буквы и скажите, чем выделенная буква отличается от остальных.
(Проводится игра «Угадай, почему эта буква лишняя» на дифференциацию гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, звонких и глухих.)
Логопед: А теперь мы приступаем к самому ответственному заданию. Я буду читать стихи, а Вы должны внимательно послушать и исправить ошибку.
1. Посолите, дети, кассу,
А билеты сдайте в кашу.
2. Мы катаемся на танках.
Вырастем – поедем в санках
3. Это мой пушистый годик
И ему сегодня котик
Папа в шахту надел кашку
Малышу сварили каску.
5. Закрой уши и гроза-
Начинается глаза.
6. Вы заканчивайте иглы.
Для шитья возьмите игры.
-Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, потому что знаете, что каждый звук в слове имеет своё место.
- Наше путешествие продолжается. А вот в какую сказку мы попадём на этот раз, нам опять поможет узнать наше чудо- дерево. Отгадываем следующую загадку:
Загадка: В этой сказке именины.
Много было там гостей
И на этих именинах
Появился вдруг злодей…
Предполагаемые ответы детей : Муха – Цокотуха.
Логопед: Правильно! Мы очутились с Вами в новой сказке. Маленький, но отважный комарик освободил Муху-Цокотуху и сегодня она празднует свой день рождения.
Предлагаю Вам приобрести на «Аукционе слов» для Мухи – Цокотухи продукты: варенье, торт и лимон. Для этого вам нужно назвать продукт, который Вы видите на проекторе, и подобрать к нему как можно больше слов – признаков. Начинаем наш аукцион!
- Что это?
(На проекторе изображение торта)
Ответы детей :
- Какой он?
Предполагаемые ответы детей : Сладкий, вкусный, красивый, свежий, праздничный…
Логопед: Праздничный – раз. Праздничный – два…
Дети: Вафельный.
Логопед: Вафельный – раз, вафельный – два, вафельный – три! Продано!
(Аналогично детям предлагается приобрести варенье и лимон.)
Логопед: Ребята, Муха Цокотуха благодарит нас за подарки и приглашает на чаепитие. Возьмите чашки. Будем пить чай. Только чай горячий, давайте его остудим.
(Проводится упражнение на выработку плавной, воздушной струи.)
Логопед: А теперь глубоко вдохните аромат чая и произнесите на одном выдохе: «Ах, какой вкусный, душистый чай»
(Проводится упражнение на развитие речевого дыхания.)
Логопед: Ну, а теперь Муха-Цокотуха приглашает нас танцевать.
(Дети танцуют танец «Буги-Буги»)
- Ну, что, ребята, наше путешествие продолжается, и пришла пора отправляться в другую сказку. Мы отгадку называем, снова в сказку попадаем :
Этот сказочный герой
Очень дружит с чистотой.
Если лень Вам умываться,
Он сумеет постараться:
Смоет грязь он с Вас до дыр.
Знаменитый.
Дети: Мойдодыр.
Логопед: Ребята, в этой сказке мальчик - грязнуля растерял все умывальные принадлежности: мыло, мочалка, полотенце и щётка. И Мойдодыр просит Вас найти его помощников и к каждому предмету выложить звуковое слово. Справитесь?
Дети: Да.
Логопед: Но сначала давайте вспомним, какой звук является словообразующим.
-Должен знать ребё нок каждый:
Этот звук особо важный,
Потому что без него
Мы не скажем ничего. (гласные).
- Какие ещё звуки речи Вы знаете? Каким цветом мы изображаем твёрдые согласные? А мягкие?
Тогда приступайте к выполнению задания.
(Дети выполняют задание на развитие звукослогового анализа и синтеза.)
Логопед: Молодцы, ребята. Я горжусь Вами. Вы отлично справились с таким сложным заданием, потому что знаете все звуки речи и умеете определять последовательность каждого звука в слове.
- Но наше путешествие по сказкам продолжается, и сейчас мы узнаем, в какую новую сказку попадём.
Читает загадку:
- Ходит он в халате белом.
Всегда занят важным делом.
Лечит он больных зверей
Мчится к ним стрелы быстрей…
Ответы детей : Айболит.
Логопед: Ребята, у Айболита пропал чемодан с инструментами и он не может лечить больных зверей. Чтобы найти инструменты, надо быть очень внимательными, а главное - хорошо видеть. Я думаю, надо пригласить Марину Анатольевну, она Вам в этом поможет.
Учитель-дефектолог: Доктор Айболит прислал нам срочную телеграмму,
читает её :
-Ой, ребята, случилась беда,
Доставьте мой чемоданчик сюда
Здесь на Лимпопо, не обойтись мне без него,
Ребята, прошу, помогите и инструменты мне найдите!
Учитель-дефектолог: Дети, поможем Айболиту найти и вернуть медицинские инструменты, чтобы он мог вылечить больных животных в далекой Африке.
Ответы детей ---
Учитель-дефектолог: Предлагает в зашумленных изображениях найти медицинские инструменты и срочно отправить их доктору Айболиту.
Дети справляются с заданиями и на проекторе появляются найденные инструменты, в центре чемоданчик.
Учитель-дефектолог: Ребята, нам надо сложить инструменты в чемоданчик, но для этого нужно правильно назвать, где каждый из них расположен. Дети называют направления микропространства и медицинские инструменты попадают все в чемоданчик.
На проекторе появляется доктор Айболит со своим чемоданом (картинка)
Учитель-дефектолог:
Чемоданчик мы собрать смогли.
Айболиту помогли!
Добрый доктор Айболит:
Всем спасибо говорит!
Логопед: Ну, вот, Вы сделали ещё одно доброе дело, и у нас осталась одна неразгаданная загадка. Отгадаем? Узнаем, кому ещё нужна наша помощь.
- В этой сказке, вот так чудо!
Скачет по полям посуда.
По лугам и по дорожке
Скачут блюдца, чашки, ложки.
Угадайте без подсказки,
Как название этой сказки?
Дети: «Федорино горе».
Появляется Федора, причитывает:
Федора: Ах, вы бедные сиротки мои.
Утюги и сковородки мои.
Вы вернитесь-ка, немытые, домой.
Я помою вас водою ключевой…
Логопед: Ребята, смотрите, это же сама Федора. Что случилось с тобой, Федора?
Федора: Ох, горе у меня, ребята. Другие герои сказок прогнали меня из сказочной страны, и теперь я не знаю, куда мне идти, что делать.
Логопед: И что, тебе никак нельзя помочь?
Федора: Можно! Если найдутся ребята умные и добрые, которые пожалеют меня и смогут собрать посуду из частей. Тогда посуда, которую я нечаянно разбила, вернётся ко мне целая и невредимая, а я смогу вернуться в свою сказку. Но где я найду таких ребят? Мне так стыдно, что я была неряшливая, неаккуратная. Дети меня, наверное, не за что не простят.
Логопед: Ребята, Вы согласны простить Федору и помочь ей вернуться в сказку?
Дети: Да.
Логопед: Федора, наши дети добрые и умные. Они тебе обязательно помогут.
- Ребята, давайте сложим Федоре посуду из частей. Если Вы сделаете это правильно, то Федора будет счастлива и очень благодарна Вам.
(Дети выкладывают посуду из частей)
После выполнения задания Федора благодарит детей и дарит им подарок.
Федора: Спасибо Вам, ребята, Вы помогли мне вернуться в мою сказку. Теперь я всегда буду аккуратной, и посуду свою буду содержать в чистоте. На прощание я хочу подарить Вам эту книгу. Читайте её и учитесь мудрости, потому что книга - Ваш лучший друг.
Логопед: Вот и закончилось, ребята, наше путешествие. Вы сделали столько добрых дел, что я просто не могу не гордиться Вами. И, конечно, Вы заслуживаете награды. Поэтому, в качестве приза, я вручаю Вам шоколадные медали.