Светлана Липинцева
Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР
Форма занятия : подгрупповое
Возрастная группа: средний дошкольный возраст
Продолжительность занятия : 20 минут
Тема занятия : «Домашние птицы»
Место и роль занятия в изучаемой теме : групповое помещение, создание комфортных условий для расширения словаря по данной теме.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Тип занятия : интегрированное
Цель: Закреплять знание о домашних птицах. Развивать грамматический строй речи детей.
Задачи занятия :
- развивающие :
1. Закреплять знания по теме. Формировать обобщающее понятие «домашние птицы».
2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа именительного падежа; образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа).
3. Упражнять в практическом употреблении простых предлогов: в, из, по, за, от, к, около.
4. Развитие мелкой и общей моторики, координации движения.
- коррекционные:
1. Обогащение и активизация словаря по теме «Домашние птицы».
2. Закрепление знаний о домашних птицах.
3. Умение составлять предложения по двум предметным картинкам.
- воспитательные:
1. Воспитание инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии, воспитывать бережное отношение к птицам, к природе.
2. Умение работать в микрогруппе.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия :
Организационные: организация воспитанников во время всего занятия, готовность воспитанников к восприятию материала, благоприятная обстановка, дисциплина.
Целевые: четкая постановка целей педагогом, как на все занятие, так и на отдельное его части.
Мотивационные: умение педагога заинтересовать аудиторию детей к достижению запланированных им целей.
Коммуникативные: уровень общения педагога с группой.
Содержательные: грамотный продуманный подбор материала для достижения высокого результата поставленных задач и мотивации детей.
Технологические: выбор форм приемов и методов обучения (словесных, наглядных, продуктивных и т. д.)
Аналитические: подведение итогов занятия, анализ деятельности участников.
Планируемые результаты: Ребенок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Грамматические ошибки в речи не часты, в звуковом отношении речь внятна, достаточно громка, эмоциональна. Помощь взрослого требуется ребенку при рассказе и составлении описательных рассказов. Ребенок владеет простым предложением, сложные предложения строит с помощью взрослого.
Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, презентация «Домашние птицы», мольберт, мяч, картинки (утка и утята, картинки к игре с предлогами, картинки для игры «У кого кто?», раскраски по количеству детей с изображением петушка, предметная картинка с изображением петушка, коробка с горохом и фасолью, синие и красные чашечки по количеству детей.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети находят в группе перышко.
Воспитатель: Ребята, это перышко не простое, оно волшебное:
Стоит на него подуть
И оно покажет путь -
В какую сторону идти,
Чтобы хозяина найти.
Воспитатель: Интересно, кто хозяин этого перышка и где он живет в лесу или на птичьем дворе? Ребята, вам хотелось бы узнать?
(Ответы по инициативе детей)
Воспитатель: Когда я скажу: «Раз, два, три - перышко лети!», вы все вместе подуйте на него, вдох - через нос, выдох - через рот. (Перышко лежит на ладони вытянутой руки воспитателя)
Воспитатель: Волшебное перышко привело нас на птичий двор, где живут домашние птицы. Давайте отгадаем загадки!
Кто так заливисто поёт
О том, что солнышко встаёт?
(Петушок)
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица)
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нём,
И он разбился, а оттуда
Живое выбежало чудо.
(Цыплёнок)
Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки.
(Гусь)
Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утёнок)
Воспитатель: Кто перед вами на изображении, ребята, как одним общим словом назвать?
Ответы по инициативе детей : (домашние птицы).
Воспитатель: Почему они так называются?
Ответы по инициативе детей : (Эти птицы живут рядом с человеком, человек о них заботится)
2. Основная часть
Игры с мячом на развитие грамматического строя речи. Воспитатель предлагает детям поймать мячик и ответить на вопрос.
Дидактическая игра «У кого кто?»
- Кто у курицы? (цыпленок)
- Кто у утки? (утенок)
- Кто у гусыни? (гусенок)
Дидактическая игра «Один-много»
- У курицы не цыплёнок, а (цыплята)
- У утки не утёнок, а …
- У гусыни не гусёнок, а ….
Составление предложений по двум картинкам
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю рассмотреть картинки (утка и утята) и составить предложения про утку и утят.
Возможные ответы детей : (Утка любит утят. У утки утята. Утка кормит утят. Утка учит утят плавать.)
Воспитатель: Итак, ребята, что мы учились составлять? Правильно, предложения! Молодцы! А теперь, давайте немного отдохнем!
Физминутка
(Развитие общей моторики, координации движения)
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! (Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток)
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га! (Идут по кругу, вытянув шеи и отведя руки назад)
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками «крыльями» по бокам)
А как Петя-петушок,
Раным-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку! (Встают спиной в круг, поднимаются на носочки, отводят руки назад.)
Закрепление предлогов
Воспитатель: Я расскажу и покажу вам сказку, а вы внимательно послушайте. (Воспитатель сопровождает сказку показом, с помощью предметных картинок).
Воспитатель: Жил-был цыплёнок. Сидел он в своём домике - в коробке. Где сидел цыплёнок? Отвечаем полным ответом.
(Ответы детей)
Воспитатель: Сидел он в коробке, сидел, надоело ему сидеть, и решил птенец выйти погулять. Выпрыгнул он из коробки! Откуда выпрыгнул цыплёнок?
(Ответы детей)
Воспитатель: Пошел цыпленок гулять по дорожке. Где шёл цыплёнок?
(Ответы детей)
Воспитатель: Шел он шел, и подошел к забору. А за забором пряталась кошка! Где пряталась кошка?
(Ответы детей)
Воспитатель: Увидела кошка цыпленка и захотела его поймать. Испугался птенчик и побежал от кошки. От кого побежал цыплёнок?
(Ответы детей)
Воспитатель: Побежал он к своей маме курочке. К кому побежал цыплёнок?
(Ответы детей)
Воспитатель: Кошка его не поймала. Сидит цыпленок каждый около своей мамы, и никуда от неё уходить не собирается. Где сидит цыплёнок?
(Ответы детей)
Воспитатель благодарит детей за ответы и раздает детям раскраски с изображением петушка, карандаши и помещает на мольберт предметную картинку с изображением петушка. (Развитие мелкой моторики)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый петушок изображен перед вами, только он не раскрашен, давайте раскрасим его. Смотрите на картинку и раскрашивайте своего петушка. Какого цвета у петушка гребешок и бородка?
Ответы детей.
Воспитатель: А какие у него крылышки?
Ответы детей.
Воспитатель: Какого цвета хвостик?
Ответы детей.
Воспитатель: Какого цвета перышки на шее?
Ответы детей.
Воспитатель: Клюв и лапы петуха тоже раскрасьте желтым карандашом.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ребята, когда вы проснетесь после дневного сна, вы докрасите петушка. А сейчас мы с вами поиграем и приготовим корм для наших птиц.
Игра «Приготовим корм птицам» (Развитие мелкой моторики)
Воспитатель ставит на стол коробку с горохом и фасолью. Каждому из детей раздает по две маленьких чашечки синего и красного цвета.
Воспитатель: Сейчас мы с вами приготовим корм для домашних птиц. В синюю чашечку вы должны сложить горох, а в красную - фасоль. Проведем соревнование, проверим, кто скорее наполнит чашечки.
Дети выполняют задание, воспитатель помогает им. Подводятся итоги соревнования.
3. Заключительная часть
Воспитатель просит детей перечислить игры и упражнения, рассказать, что им понравилось на занятии больше всего, а что было сложным. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.
Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, и за хорошую работу, все получают медальки-смайлики!