Юлия Медведева
Конспект занятия «Зимующие птицы» для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
Организационный момент.
Играет музыкаЧайковского «Зимнее утро». [Обогащать детей эмоциональными впечатлениями. Область - художественно-эстетическое развитие. ]
Дети входят в кабинет под музыку. Логопед организует приветствие с ними, предлагает посмотреть на наборное полотно.
Упражнение «Подбери словечко». [Образование однокоренных слов; актуализация словаря. Области - Познавательное, речевое развитие. ]
Логопед. Посмотрите на картинки и назовите их (снежинка, снеговик, снегурочка)
(см. пособия для занятия)
Дети. Снежинка, снеговик, снегурочка.
Публикация «Конспект занятия „Зимующие птицы“ для детей с ОНР» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Логопед. Скажите, от какого слова образованы эти слова?
Дети. От слова снег.
Логопед. Вспомните еще несколько слов образованных от слова снег.
Логопед. Подснежник, снежная баба, снегопад, снегирь.
Логопед. Мы говорим о снеге, потому что наступила зима:
Беседа о зиме и ее приметах. «Назовем зимние месяцы». [Развитие диалогической речи, памяти, зрительного внимания. Уточнение знаний зимних месяцев. Область — речевое и познавательное развитие. ] (приложение 6)
Логопед объявляет тему занятия и предлагает посмотреть на наборное полотно.
Логопед. Сегодня будем говорить о зиме и о птицах, которые у нас зимуют.
Ворона, сорока, дятел, воробей, синица, голубь, снегирь (см. пособия для занятия)
- Как называются эти птицы?
Дети. Зимующие.
Логопед. От какого слова образовано слово «зимующие»?
Дети. От слова зима.
Игра «Узнай птичку». [Развитие зрительного восприятия и внимания. Область — познавательное развитие. ] (Приложение 1и5)
Найди недостающую часть тела птицы по картинкам. Что это за птица? (Приложение 1и5)
Д/Игра «Скажи одним словом». [Упражнять в образовании сложных (двукоренных) слов. Область - Познавательное, речевое развитие. ]
Логопед. Закончи предложение:
- У сороки белые бока, поэтому ее называют… (белобокая).
- У сороки длинный хвост, поэтому ее называют (длиннохвостая).
- У синицы желтая грудка, поэтому ее называют (желтогрудая).
- У вороны черные крылья, поэтому ее называют (чернокрылая).
- У дятла длинный клюв, поэтому его называют (длинноклювый).
Пальчиковая гимнастика «Сколько птичек…» [Развитие мелкой моторики; закрепление умения выполнять движения в общем для всех темпе. ]
Логопед приглашает детей на ковер, где они выполняют знакомое упражнение.
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? Ритмично сжимают и разжимают
Мы расскажем. Вот синица, воробей, кулачки
вот щегол и голубь, дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Логопед. А еще как можно птичку изобразить? Птичка летит.
- Летели, летели птички и прилетели к дереву с кормушкой.
Упражнение «Что изменилось?» [Развитие зрительного внимания и восприятия. ]
Логопед предлагает детям занять места около мольберта, на котором прикреплены плоскостные изображения (дерево, кормушка, птицы)
Логопед. Посмотрите на птиц возле кормушки. Запомните, кто, где находится.
Дети смотрят на мольберт 1-2 минуты. Логопед предлагает им закрыть глаза и меняет птиц местами. Затем по просьбе логопеда дети открывают глаза и объясняют, что изменилось.
Упражнение «Что сделала синичка?» [Формирование предложно–падежных конструкций. Речевое развитие. ]
Логопед ставит на наборное полотно картинки- дерево, кормушка. Синицу берёт в руки.
Логопед. Я будете показывать действие, а вы проговаривать его полным предложением, употребляя в речи предлоги:
Дети. Синичка села на дерево.
Дети Синичка летит к дереву.
Дети Синичка сидит в кормушке.
Дети Синичка вылетела из кормушки.
Дети Синица летает над кормушкой.
Дети Синица летает под кормушкой.
Дети Синица сидит за деревом.
Дети Синица села между веток.
Упражнение «Посчитай птичек проговаривая». [Совершенствование навыка согласования числительных с существительными. Область – речевое развитие. ]
Логопед ставит на наборное полотно сюжетную картинку. (Приложение 3)
Логопед. Давайте рассмотрим эту картинку и посчитаем сколько здесь ворон, синиц, дятлов, воробьев, сорок и голубей.
Дети. Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьёв. И т. д.
Логопед. Каких птиц больше всего на картинке?
Дети. Воробьёв.
Подвижное упражнение «Снегири». [Развитие общей моторики, координации речи с движением. Развитие общих речевых навыков. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности. Переключить с одного вида деятельности на другой. Область - физическое и речевое развитие. ]
Логопед предлагает детям пройти на ковер и выполнить знакомое упражнение.
Вот на ветке, посмотри, Опущенными руками хлопают себя по бокам.
В красных майках снегири. Показывают грудку руками.
Распушили перышки, Мелко потряхивают кистями опущенных рук.
Греются на солнышке.
Головой вертят, Повороты головой влево - вправо.
Улететь хотят. Бегут по кругу, взмахивая руками.
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью! За метелью!
Упражнение «Назови ласково». [Совершенствование навыка образования прилагательных и существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Область - Познавательное, речевое развитие. ]
Логопед ставит на наборное полотно картинку: большая, маленькая синицы. (Приложение 1а)
Логопед. А теперь поиграем в такую игру. Я скажу про синицу большую, а вы про маленькую – ласково.
Логопед. У большой синицы черные глаза. -Дети. А у маленькой синички – черненькие
глазки.
Логопед. У большой синицы желтая грудь– Дети. А у маленькой синички – …
Логопед. У большой синицы серый клюв - Дети. А у маленькой синички – …
Логопед. У большой синицы пестрые крылья- Дети. А у маленькой синички – …
Логопед. Почему зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, а зимуют здесь?
Дети. Им хватает еды.
Логопед. Но люди должны помогать птицам, их подкармливать. Сейчас мы посмотрим, кто из них, что любит.
Игра «Покормим птиц». [Формирование предложно – падежных конструкций. Развитие диалогической речи. Область - познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. ]
Логопед ставит на наборное полотно картинки:дерево, кормушка, шишки, сало, семечки)
Логопед. Вы должны полным ответом отвечать на вопросы и покормить птичек шишкой, салом, семечками:
Логопед. Мы с вами подошли к чему? – Д. п.
Дети. Мы подошли к дереву.
Логопед. Птицы сидят где?– Пр. п.
Дети. Птицы сидят в кормушке.
Логопед. Кого мы увидели в кормушке? – В. п.
Дети. Мы увидели: синицу, воробья, клеста.
Логопед. В кормушке нет чего? (шишкек, сала, семечек) –Р. п.
Дети. В кормушке нет корма. Нет шишек, нет сала, нет семечек.
Логопед. Чем мы будем кормить воробья, синицу, клесты? – Т. п.
Дети. Мы будем синицу кормить салом, воробья – семечками, клеста – шишками.
Мы с вами покормили птичек и они нам благодарны. И поют свои песенки.
Упражнение «Кто как голос подает?» [Актуализация словаря. Область - речевое и художественно-эстетическое развитие. ]
Логопед. Как птицы подают голос. Закончи предложения:
Воробей «чик-чирик»- чирикает.
Синица «цинь-цинь»- … (свистит)
Снегирь «цинь-цинь»- … (свистит)
Голубь «гу-гу» - … (воркует)
Сорока «тр-тр» - … (стрекочет)
Ворона «кар-кар» - (каркает)
Игра-соревнование «Кто лучше говорит?» [Развитие общих речевых навыков. Автоматизация правильного произношения и автоматизация сонорных звуков. Область - речевое и социально-коммуникативное развитие. ]
Логопед предлагает детям встать и по очереди по два раза повторить скороговорку, которую они выучили на индивидуальных занятиях. Он нацеливает детей на правильное произношение сонорных звуков.
Хитрую сороку поймать морока.
А сорок сорок – сорок морок.
Дети под руководством логопеда определяют победителя. Все аплодируют ему.
Игра с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?» [Образование притяжательных прилагательных.
Область - речевое развитие. ]
Логопед берёт в руки мяч среднего размера.
Логопед. А теперь – знакомая вам игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Клюв вороны – чей клюв?
Дети. Вороний клюв.
Логопед. Голова совы – чья голова?
Дети. Совиная голова.
Логопед. Лапки воробья – чьи лапки?
Дети. Воробьиные лапки.
Логопед. Крыло голубя – чье крыло?
Дети. Голубиное крыло.
Логопед. Клюв совы – чей клюв?
Дети. Совиный клюв. (И т. п.)
Логопед. Очень хорошо! Это было довольно сложное задание. Вы удивили и порадовали меня!
Упражнение «Скажи наоборот». [Обогащение экспрессивной речи словами – антонимами. Область - речевое и познавательное развитие. ] (Приложение 2)
Логопед берет в руки мяч.
Логопед. Теперь игра с мячом «Скажи наоборот». Я качу вам мяч и начинаю предложение, вы ловите мяч и заканчиваете его, подобрав слово-«наоборот». Воробей маленький, а ворона…
Дети. …большая.
Логопед. У синицы хвост короткий, а у сороки…
Дети. …длинный.
Логопед. Голубь тяжелый, а воробей…
Дети. …легкий.
Логопед. У синицы клюв тонкий, а у вороны…
Дети. …толстый.
Логопед убирает мяч и предлагает детям выполнить последнее задание.
Игра «Составь предложение по опорным словам». [Развиваем умение составлять предложения. Область- речевое и познавательное развитие. ]
Логопед. Я предлагаю вам поиграть в знакомую игру «Составь предложение».
- Ветку, снегирь, сел, на.
Дети. Снегирь сел на ветку.
Логопед. Сова, дупле, спит, днем, в.
Дети. Сова днем спит в дупле.
Логопед. Синица, дороге, по, скачет.
Дети. Синица скачет по дороге.
Логопед. Дети, кормушку, птиц, повесили, для.
Дети. Дети повесили кормушку для птиц.
Логопед оценивает работу детей.
Логопед. Какую пользу приносят птицы? Почему мы должны о них заботитьтя? [Воспитание любви и бережного отношения к птицам. ]
Дети. Они уничтожают вредных насекомых и радуют нас своими песнями.
Окончание занятия. [Оценка работы детей. Развитие связной речи. ]
Логопед подводит итог изучения темы. Дети рассказывают о том, что нового они узнали на занятии, что им было особенно интересно. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.