Наталья Морева
Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе по теме «Дифференциация согласных звуков[c] –[з]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Дифференциация согласных звуков [с]-[з]»
Тема занятия : «Дифференциация звуков С-З».
Цель: 1. Закрепление навыка четкого различения на слух звуков «С» и «З» в речи.
Задачи:
1. Образовательные:
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Согласные звуки
- Темочки
-развивать фонематическое восприятие; фонематический слух, дифференциация звуков [с]-[з] изолированно, в словах
-работать над развитием фразовой речи;
-формирование навыков звукового анализа : давать характеристику звукам [с] и [з], знать их отличие друг от друга; определять место изучаемых звуков в слове; определять количество звуков в слове, количество гласных и согласных звуков; делить слова на слоги; выкладывать звуковые схемы слов;
- познакомить с графическим образом букв С и 3.
2. Развивающие:
-развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, мышление, воображение
3. Воспитательные:
-воспитывать организованное поведение на занятии;
-формировать активность и самостоятельность на занятии;
-прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.
Оборудование: индивидуальные схемы звуков (фишки) ,картинки, куклы, карточки (звонкий-глухой,книга, игра (собери цветок)
Ход занятия:
1.– К нам в гости пришли Сара и Зина. (Выставить куклы.) Принесли книгу,в которой потерялись звуки. Давайте им поможем найти эти звуки
– С какого звука начинается имя девочки 1? (девочки 2?
– Какой звук «С»? («З»).
– Чем они похожи? (Согласные.)
– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий,мягкий)
– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
2. «Будь внимателен»
Игра «Будь внимателен» (развитие фонематического слуха).
Дети сидят на стульчиках. Воспитатель произносит слова со звуками [с] и [з]. Дети хлопают в ладоши, если слышат звук [с], топают, если слышат звук [з] : сон, маска, роза, сумка, золото, задание, посуда, морозы, космос, астра, зубы, бусы, тазы, автобус. (показывают карточки –звонок, наушники)
Воспитатель : «У меня тоже есть для нас задание, я предлагаю нам поиграть с мячом.» Дидактическая игра «Договори словечко».
3. Воспитатель бросает мяч ребенку. Ребенок должен назвать слово
Где весною было пусто,
Летом выросла … (капуста).
От дождя земля намокла,
Вылезай, толстушка … (свёкла).
Надо поклониться низко,
Чтобы вытащить … (редиску).
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я … (капуста).
Как на тоненький ледок
Выпал беленький … (снежок).
Для птенцов и для зверят
Тоже нужен детский … (сад).
Прилетел из леса жук
И залез на толстый … (сук).
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? … (лиса).
Верещунья, белобока,
А зовут ее … (сорока).
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису).
Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не … (киска).
Кто один имеет рог?
Отгадайте - (носорог).
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для (нас).
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на … (стуле).
Рисунок сделаю прекрасный,
Возьму лишь кисточки и … (краски).
Слегка дунул ветерок,
С дерева слетел … (листок).
Мамочке любимой часто
Приношу в подарок … (астру).
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (ВАСИЛЁК)
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый (ГУСЬ)
Зайку бросила хозяйка –
Под дождем остался … (зайка).
Ходит по лесу хорек,
Хищный, маленький (зверек).
Где обедал, воробей?
В зоопарке у … (зверей).
Зайка громко барабанит,
Он серьезным делом … (занят).
Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … (зарядку).
Каждый тут в лесу талант –
И певец, и … (музыкант).
Телефон опять звонит
От него в ушах … (звенит).
На дыру в штанах, ребята,
Ставит мама вам … (заплатку).
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки.
А сапожки не простые,
В них застежки … (золотые).
Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза).
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки … (звать).
Он и плачет, медведь, и ревет,
Медвежат из болота … (зовет).
4. Воспитатель : «Картинки грустные лежат,
Расселиться хотят.
Но не знают – как? Куда?
Помогите, детвора.»
Давайте поиграем в игру
Упражнение в определении позиции звуков в словах.
Картинки (обезьяна,
корзина, ваза, береза,азбука, зонт,змея, зуб, замок, заколка, звезда, заяц, самолет,
автобус, троллейбус, редис, подсолнух, скрипка, сковорода, свеча, астра,
кастрюля, капуста, носок, свекла
ФИЗМИНУТКА
Выходим и встаем в круг
Воспитатель : как мы измеряем слово (слогами)Слоги можно прохлопать или присесть)
Есть слово длинное или короткое. Дети сами называют слова и приседают (поднимают руки вверх)
Садятся на стульчики.
Наши девочки просят вас выложить звуковую схему слов их имен (дать характеристику звуков)
Сара, Зина
5. Игра «Собери цветок для девочек». Со звуком [с] для Сары,со звуком [з] для Зины (дети собирают лепестки, на которых изображены картинки со звуками с-з) и дарят их девочкам-куклам
Итог: Какие же звуки потерялись? (ответы детей)