Светлана Лабузова
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
Цели: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов, закрепить и обобщить знания детей о свойствах магнита.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых. Какое у вас настроение?
(Ответы детей).
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе „Знакомство с магнитом и его свойствами“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
Давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Вы готовы к новым открытиям? (Ответ детей)
Воспитатель :Ребята,а вы любите отгадывать загадки? Тогда послушайте внимательно.
Хоть я вовсе не планета, У меня есть полюса. Рук и ног в помине нету, Но хватать могу я сам. Гвозди, ножницы, кастрюли, Винтики, булавки, пули –
Всё железное манит,
Тянет на себя…магнит!
Воспитатель: Верно, это магнит. Я вчера была на выставке и приобрела там очень интересные экземпляры, называются они магниты. С ними оказалось очень интересно играть, притягивать к ним разные предметы, делать эксперименты. Я заметила, что магнит действует не на все предметы одинаково. Мне стало интересно узнать, какие тайны хранит в себе магнит, какая сила притягивает предметы к магниту. Так же захотелось выяснить, как люди используют магниты в своей жизни. Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами (рассматривание магнита).
Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий? Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок?
Воспитатель: Так какой же вывод мы сделаем - магниты гладкие, холодные, без запаха, твёрдые, не ломаются. Магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче, они бывают разной формы.
А сейчас мы поэкспериментируем с магнитом, готовы? Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении экспериментов?
1. Надеть специальную одежду (одеваем фартуки и шапочки). 2. Внимательно слушать взрослого.
3. Быть осторожными (ничего не брать в рот).
Ребята, вчера мы делали аппликацию «Снеговики». Сегодня начался снегопад и снежинкам так понравились ваши снеговики, что они закружились в волшебном хороводе.
Опыт «Летающие снежинки».
Воспитатель: Как же они летают?
Дети: Магнит притягивает.
А снеговик- почтовик заблудился, у него сломалась машина и железные детали затерялись в снегу. Как же помочь снеговику- почтовику найти эти детали в снегу?
Задачка на сообразительность. Насыпать в миску манную крупу (это у нас снег) и закопать в нее железные колечки (детали машины). Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.
Опыт «Всё ли притягивает магнит?» Воспитатель: “Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из стекла, дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины). : Ребята, а как узнать, какие предметы дружат с магнитом, а какие нет? Что же нужно сделать? (ответы детей).
Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что притягиваются только железные предметы.
Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»
Для опыта потребуется магнит, стеклянный стакан с водой, железные колечки, скрепки, бумажные визитки, ткань, пластмассовые дощечки.
Воспитатель: “А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассу?” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.
(Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу)
В стакан с водой бросаем железные колечки, скрепки. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
Воспитатель: “Что мы видим? Скрепки и колечки следуют за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
(Магнит может действовать через стекло, пластик и воду.)”
Опыт «Взаимодействие двух магнитов».
Воспитатель: «А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?»
Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец – северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Воспитатель: «Ребята, какой мы сделаем вывод? У магнита два полюса».
Опыт: «Магниты действуют на расстоянии»
Воспитатель: «Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее небольшое железное колечко. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит» Отметьте расстояние, на котором колечко вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Проведите этот же опыт с другими магнитом.
Делаем вывод, что магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают колечко с далекого расстояния, другие слабые - притягивают колечко с близкого расстояния. Какой сделаем вывод?
Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу».
Воспитатель: Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.
( Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.)
Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали?
( Ответы детей: магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются и отталкиваются друг от друга, действуют на расстоянии.)