Мария Романова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для подготовительной группы «Волшебные свойства магнитов»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: сформировать у детей представления о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с использованием магнита человеком.
Развивающие задачи: развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность; активизировать словарь детей, умение делать выводы.
Воспитательные задачи: способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности для подготовительной группы „Волшебные свойства магнитов“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Демонстрационный материал: письмо, иллюстративный материал, карточки для игры.
Раздаточный материал: металлические, пластмассовые, деревянные, бумажные предметы; магниты, скрепки, блюдце с водой, картон.
Ход занятия:
Организационный момент, дети стоят в кругу:
«Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я тоже люблю сказки, в них есть волшебство и загадки. Я предлагаю вам поиграть и что-то интересное узнать. Согласны?
К нам сегодня пришло письмо из волшебной страны. Кто же нам его прислал? (на конверте иллюстрация – Элли и ее друзья: Страшила, Железный Дровосек, Лев). Хотите узнать, что в нем написано? Наверное, что-то случилось с ними, и они просят нашей помощи.
Но прежде чем прочитать его, я расскажу вам легенду. Присядьте на ковер, чтоб удобнее было слушать.
«В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы. Неподалеку от этой горы стоял город Магнесия, в котором жил храбрый рыцарь. Его звали Магнис. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни зверей диких. Смело разгуливал Магнис, где хотел, только в одном месте никогда не был – возле той самой горы. С детства мама ему рассказывала, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает их гора к себе и больше уже не отпускает. Но Магнису было очень любопытно, что за колдовство в этом месте скрыто. Поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым вернется.
Но как не был Магнис силен и отважен, гора все равно притянула его к себе. Магнис был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ, как от горы избавиться и освободиться».
- Какой же способ нашел Магнис, чтобы освободиться от горы? (предположения детей: он снял доспехи, сделанные из железа, и гора отпустила его).
- Ребята, а вы не догадались, как назвали эти волшебные камни? (Магниты).
- Правы вы или нет, нам подскажет загадка:
«Хватаю в крепкие объятья
Металлических я братьев» (Магнит).
Воспитатель показывает детям магнит:
«Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит».
-Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть, он должен притягивать и другие предметы?
-Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Предлагаю вам пройти в нашу лабораторию.
Дети садятся за столы.
-Пока вы располагались в нашей лаборатории, я кое-что узнала из письма Элли.
«Здравствуйте, ребята! С нашим Железным Дровосеком случилась беда. После битвы с Летучими обезьянами у него растерялось несколько железных деталей. Помогите!»
- С помощью чего быстро найти детали? (с помощью магнита). Давайте проверим, поможет ли магнит отыскать детали Дровосека?
У вас на столах, в тарелочках, находятся предметы из разных материалов: железа, дерева, пластмассы, бумаги. Давайте возьмем магнит и будем проверять, какие предметы притягиваются магнитом, а какие – нет?
Дети притягивают разные предметы и заполняют карточку Ученого.
- Из чего сделаны предметы, которые притягиваются магнитом? (из железа).
- Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (из дерева, из пластмассы, из бумаги и т. д.)
Вывод: Магнит притягивает железные и металлические предметы. Это свойство называется магнитной силой.
Далее игра с карточками. У каждого ребенка карточка с нарисованным предметом. Предметы, которые обладают магнитным притяжением, дети складывают в одну корзинку, которые нет – в другую.
- Ребята, неприятности Железного Дровосека на этом не закончились.
Читает: «Злая Бастинда похитила мой железный топор и закинула в колодец, наполненный водой. Я не знаю, как достать свой топор и прошу вашего совета, помогите!»
-Давайте проведем еще один эксперимент и посмотрим. Действует ли магнитная сила в воде. Перед вами блюдце с водой. Возьмите скрепку и бросьте ее в воду. Попробуйте достать скрепку с помощью магнита. Получилось? (Да).
-А теперь попробуйте достать скрепку, не замочив ни рук, ни магнита.
Вывод: магнитная сила воздействует через воздух.
- А сейчас я предлагаю вам игру «Волшебная дорожка». Помните, Элли и ее друзья шли по дороге, вымощенной желтым кирпичом. А мы сегодня попробуем двигаться по дорожке с помощью магнита.
Возьмите картонную дорожку, положите сверху скрепку, а магнит приложите снизу. Двигайте магнит. Что происходит? (Скрепка двигается)
- Почему так происходит?
Вывод: магнитная сила действует через картон.
Далее подвижная игра «Притянет – не притянет».
В середине круга воспитатель – он магнит. Дети двигаются по кругу друг за другом. Воспитатель говорит: «Вы – металлические ложки». Дети «притягиваются» к магниту-воспитателю. «Вы – деревянный конструктор». Дети продолжают двигаться по кругу. Дети должны определить, притягиваются ли они магнитом или нет, в соответствии с этим подходят или не подходят к воспитателю.
Дети садятся.
-А теперь проведем еще один эксперимент. Его продемонстрирую я. Возьму большой магнит: к нему примагничу одну скрепку, к этой скрепке примагничу другую скрепку, ко второй – третью и т. д. Постарайтесь определить, почему скрепки примагничиваются друг к другу, они же не магниты.
Вывод: магнитная сила распространилась на скрепки; магнит передал часть своей магнитной силы скрепкам.
-Молодцы!
-Скажите, а где используют магнит? Есть ли у вас дома магниты? У нас в группе? (Дети перечисляют).
-Еще магниты используют в компасе, в устройстве холодильников; даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит.
Итог: -С чем мы сегодня познакомились?
-Какой опыт понравился вам больше всего?