Ольга Пимашкина
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. «Свойства воды и воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе и воде.
Образовательные задачи: дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Познакомить со свойствами воды. Дать элементарные представления о значении чистого воздуха.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе, „Свойства воды и воздуха“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Развивающие задачи: развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Расширять и активизировать словарь детей.
Воспитательные задачи: прививать бережное отношение к окружающей среде.
Словарная работа: Невидимый,жидкость.
Материал к занятию: глобус, стаканчики с водой и трубочки, шарики из ваты, камень, брусок деревянный, кисточки, краски, нарисованная капелька и воздушный шар, прозрачный стакан.
Ход занятия.
-Ребята, сегодня я вам предлагаю выступить в роли учёных и заняться исследованиями. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим… (воздух)
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать
Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -жить нельзя нам без (воды).
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости - воздушный шар и капелька. Они не ходили в детский сад и ещё ничего не знают о нашей жизни. Давайте мы расскажем и научим их.
- Шар земной внесли в автобус, оказался это глобус.
- Что изображает глобус? ( ответы детей: планету).
- Какие вы ещё знаете планеты? ( ответы детей: Венера, Марс, Юпитер, Сатурн).
-А вот что ещё поддерживает жизнь на земле, об это мы узнаем, отгадав загадку.
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согреваешь. (солнце).
-Давайте расскажем капельке и шарику, что происходить с солнцем? В какое время суток оно нам светит? (ответы детей)
-Правильно, солнце нам светит днём и целый день освещает землю, а к вечеру солнце заходит и уходит на другую сторону земли.
-Скажите ребята, а чего больше на земле-суши или воды? ( ответы детей: больше воды)
-Да, большая часть земли покрыта водой. Это моря и океаны. Может, кто-то из вас назовёт некоторые из них? ( ответы детей: Чёрное море, Красное море. и т. д.)
Кроме Атлантического, Тихого, индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете ещё один океан – самый большой из всех, и вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая купаемся в нём. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый,не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы плывут по нему самолеты. Как вы думаете о каком океане идет речь? (воздух).
Сейчас мы поговорим о воздухе.
-Скажите, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите рот и нос. Как мы себя почувствовали? (плохо). Значит, для чего нам нужен воздух? ( ответы детей: чтобы дышать). Каждый ребёнок знает, что воздух невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? ( ответы детей: потому что он прозрачный и через него всё видно). А что ещё может быть прозрачным? (вода).
Опыт №1.
-Как мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас? ( ответы детей: мы должны его почувствовать). Давайте подуем на ладошку. Что вы чувствуете? ( ответы детей: холод). А теперь помашите на себя. Что вы сейчас почувствовали? ( ответы детей: ветер). Значит, чтобы почувствовать воздух, нужно привести его в движение. Так что же происходит в природе, когда движется воздух? ( ответы детей: ветер, сильный ветер, ураган). Сейчас покажем шарику и капельке, как мы умеем играть. А будем мы с вами фокусниками.
Упражнение на дыхание. У кого пушинка будет подниматься красиво и высоко. Поставим пушинку перед губами, сделаем вдох и будем плавно дуть на пушинку. Если мы подуем сильнее, то увидим, как пушинка поднимается высоко.
-А сейчас, ребята, мы продолжим наши исследования. Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? ( ответы детей: твёрдый).
-Правильно, камень-это твёрдое тело. а можно ли воздух взять в руки и сжать его? ( ответы детей: нет, нельзя).
-Делаем вывод, что воздух-это не твёрдое тело.
-Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? ( ответы детей: прозрачная).
-А что можно делать с водой? ( ответы детей: воду можно наливать, переливать, пить, мыть).
-Так что же такое вода? ( ответы детей: вода-это жидкость).
-Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, он не твёрдое тело. Воздух не течёт, не льётся, его не пьют. Значит, он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие. но как же нам его обнаружить, Продолжим наши исследования.
Опыт №2.
-Возьмём пакет и начнём его скручивать с открытого края. Что происходит с пакетом? ( ответы детей: пакет надувается).
-Почему это происходит? ( ответы детей: пакет наполняется воздухом).
-Действительно,, пакет наполняется воздухом, но мы его не видим. Для чего нам нужен воздух? ( ответы детей: воздух нужен, чтобы дышать).
-Верно, без воздуха нет жизни. Мы провели ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать.
Теперь давайте отдохнем.
Физминутка.
Облако.
Беленькое облако
Округленные руки перед собой
Поднялось над крышей
Поднять руки над головой
Устремилось облако
Выше, выше, выше
Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу
Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.
А сейчас ребята,мы продолжим наши исследования.
Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.
Опыт №3.
-Перед вами стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим и покажем капельке и шарику воздух. Дуем через трубочку сначала тихо. Что вы увидели в стакане? ( ответы детей: пузырьки).
-Что с ними происходит? Почему? ( ответы детей: пузырьки поднимаются вверх, потому что они лёгкие).
-Это значит, что вы выдыхаете воздух.
-А сейчас мы покажем шарику и капельке, что значит выйти сухим из воды. Возможно ли опустить стакан в воду и не намочить салфетку. Сейчас мы это проверим.
Опыт №4.
-Это стакан и салфетка. Потрогайте салфетку. Она сухая. Больше в стакане ничего нет. Переворачиваем стакан вверх дном и опускаем в ёмкость с водой. Теперь поднимаем его из воды и определяем, намокла ли салфетка. Вывод: салфетка не намокла, потому что в стакане есть воздух, и он не пускает воду. Значит и здесь есть воздух.
-Ребята, воздушный шар принёс с собой волшебный сундучок, в нём лежат какие-то предметы. Шарик хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах.
Давайте достанем камушек и опустим его в банку с водой. Что мы с вами увидели? Что произошло с камнем? ( ответы детей: мы увидели, что камень утонул).
-Теперь опустим в воду деревянный брусок. Что с ним происходит? Почему? ( ответы детей: он не утонул, потому что он лёгкий).
-Значит делаем вывод, что воздух есть везде в каждом предмете. Только где-то его больше, а где-то меньше. Воздушный шар много узнал о воздухе, а вот капельке тоже хочется узнать много нового и интересного про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, а что ещё у нас прозрачное? ( ответы детей: вода). Давайте расскажем капельке о свойствах воды.
-Ребята, вода-это что? ( ответы детей: вода-это жидкость).
-Что можно делать с водой? ( ответы детей: воду можно наливать, переливать, пить).
-Во что может превращаться вода? ( ответы детей: вода может превращаться в пар, лёд).
-Когда она превращается в лёд? в пар? ( ответы детей: зимой вода превращается в лёд, а летом в пар).
-А есть ли вкус у воды? ( ответы детей: вода безвкусная).
-А может ли вода изменять свой цвет? Давайте проверим. Возьмем кисточки и краски и покрасим воду в любой цвет. Изменился цвет у воды? (Да).
-Капелька очень много про себя узнала и она вам говорит за это спасибо. На этом наши исследования закончились.
Итог занятия.
Итак, мы узнали, что воздух невидимый, он не жидкость, им можно дышать, он прозрачный и не имеет запаха. Также познакомились со свойствами воды. Что вода это жидкость, её можно пить, вода может превращаться в лёд и пар. Но самое главное, что без воды и воздуха невозможна жизнь на земле.