Юлия Дизендорф
Конструкт экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема «Удивительные свойства почвы».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Удивительные свойства почвы».
Возрастная группа : подготовительная группа 6-7 лет.
Форма совместной деятельности : непосредственно-образовательная деятельность.
Учебно-методический комплект: О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!». парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста - СПб. : Детство-Пресс. – 2015, Л. В. Рыжова «Методические рекомендации по организации детского экспериментирования». – СПб. : Детство-Персс. – 2014.
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Почва. Исследуем почву
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
Средства: Использование схем, символов, знаков; экспериментирование с природным материалом.
раздаточный материал: стеклянные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы. Большие банки для воспитателя. Свеча, пипетка, предметные стекла, подносы.
Место проведения: групповая комната.
Количество воспитанников: 20 человек.
Цель: Развитие познавательной активности.
Задачи:
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к экспериментированию.
- Способствовать воспитанию партнерских взаимоотношений у детей при работе в парах, в микро группах, с младшим воспитателем, родителем, воспитателем.
Развивающие:
- Развивать умения сформулировать гипотезы и проверять их правильности в ходе эксперимента, фиксировать наблюдения.
Обучающие:
-Познакомить с процессом образование почвы.
-Дать представления о почве, её составе и свойствах.
- Показать значение почвы для растений и живых организмов.
Этапы Организация деятельности Деятельность педагога Деятельность детей
Мотивация к деятельности. Дети в кругу возле воспитателя.
Дети садятся на скамейки (кинозал) Создать мотивационную ситуацию через диалог с детьми : Сегодня в наш детский сад пришла мама Ани. Татьяна Анатольевна нам предлагает принять участие в конкурсе «Юный эколог». Ребята, а вы знаете, кто такие юные экологи? А среди нас есть такие ребята? Хотите принять участия в конкурсе?
Для получения задания отправимся в кино- зал.
Татьяна Анатольевна: Здравствуйте ребята! Я слышала, что вы приняли решения участвовать в конкурсе, поэтому пришла к вам не с пустыми руками. Я работаю агрономом и много знаю о почве.
Показ презентации «Как же образовалась почва? «
Когда-то давно почвы не было. На поверхности земли находились только камни и скалы. От ветра, дождя, снега скалы трескались, разрушались. Трещины становились всё шире, и камни раскалывались. Превратились они в пыль да грязь. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва - это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года, но этот теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю.
Листва отмирала, смешивалась с почвой и таким образом начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли расти разные растения.
-Где мы можем продолжить знакомство со свойствами почвы? Речевая активность проявления инициативы.
Выражают собственные мысли, рассуждают.
Хотели бы или нет.
Дети слушают рассказ о возникновении почвы, отвечают на вопросы, выявляют задания.
Ответы детей:
- отправиться в научную лабораторию
-прочитать в энциклопедии
Целеполагание Дети сидят на скамейках возле телевизора. Т. А. : Итак, вот вам конкурсное задание: Узнать, что растения получают из почвы? Выражают своё мнение по вопросу
Соглашаются
Принимают проблему.
Выдвижение гипотезы Воспитатель ведёт разговор с детьми.
-Что такое почва?
-Что ещё вы знаете о почве?
-Из чего состоит почва? Ответы на вопросы.
Почва – это плодородный слой земли, в котором развиваются подземные части (корни) растений.
-в почве есть воздух, вода, перегной.
Планирование деятельности. Дети рассаживаются за столы, перед ними находятся материалы для опытов. Сначала мы проверим ваши предположения, из чего состоит почва, затем узнаем, что получают растения от почвы. Отправляются в экспериментальный зал, встречает лаборант (младший воспитатель) и предлагает одеть рабочую форму.
Эксперименты. Работа за столами.
Работа за экспериментальными столами, стоя Добровольное присоединение к деятельности.
Опыт «Состав почвы» (работа в парах) На тарелке перед детьми рассыпана почва. В начале, детям предлагается поочерёдно, рассмотреть почву через лупу, а затем почву поместить в стакан с водой и перемешать. Через несколько минут мы увидим, что на дно стакана осел песок, а сверху слой глины.
Наблюдение:
-какие природные материалы ты зафиксировал?
-Почему?
Опыт «Подземная речка» (работа в микро группах) Детям предлагается выяснить есть ли в почве воздух? В ванночки с водой дети бросают комочки почвы. В воде появляются пузырьки.
Опыт «Цветущий сад»(работа в парах) Предлагается детям, определить, в какой почве растения будут расти лучше. Ведут эксперимент, с помощью воспитателя делают выводы. Выстраивают ответы, соблюдают очерёдность в ответах.
Рассуждение детей.
В почве есть песок и глина.
Фиксация: зафиксировать карандашом на карточке те природные материалы, которые вы обнаружили при рассматривании почвы через лупу и в ходе опыта.
Вывод: В состав почвы входит песок и глина.
Дети делятся на микро группы подходят к экспериментальным столам.
Вывод: в почве есть воздух, и он виден в виде пузырьков.
Перед детьми находятся 2 сосуда с плодородной и глинистой почвой. Дети с помощью воды определяют, какая почва лучше пропускает воду.
Вывод: Плодородная почва-хорошо пропускает, воду. Почва глинистая-плохо пропускает воду, значит, растение питается плохо, значит хуже растёт.
Наблюдение Ведём в каждом опыте, перед выводом. Побуждает детей к беседе.
Проводят опыты, наблюдают.
Фиксация Воспитатель просит детей после каждого опыта приклеивать на цветочный горшок карточки фиксации.
Рассматривают карточки, соотносят с опытами.
Анализ Дети возле воспитателя - Сравнивают, что хотели узнать, что узнали? Делают общий вывод: В состав почвы входит песок и глина, перегной - это питательные вещества.
Во-первых, растения получают воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых воду. Это кладовая питательных веществ для растений.
Рефлексия Сидя на ковре возле воспитателя Стимулирование детей к оценке результата.
-Кокой опыт понравился больше всего?
-Какой вывод было трудно сделать?
Осознание детьми своей деятельности.
Самооценка.
Дети по желанию собирают работы в конверт на конкурс, передают Т. А.
Открытость Свободное общение. Обсуждение с детьми продолжения работы в самостоятельной деятельности. Предложить детям положить карточки конверт с результатами наблюдений на конкурс.
Предполагаемый результат:
-Любознательный, активный: задают вопросы, уточняют.
-Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: проявляет заинтересованность, речевую активность, рассуждает, комментируют наблюдения.
-Способный решать интеллектуальные и личностные задачи: выдвигают гипотезу и реализуют их в процессе деятельности.