Людмила Денисова
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Звук. Свойства звука» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ:
• Обобщение представлений детей о звуке (звук слышим с помощью уха);
• дать понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки;
• развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
• развитие коммуникативности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
• формировать эмоционально- положительное отношение к окружающему миру и природе.
МЕТОДЫ:
Публикация «Конспект по опытно-экспериментальной деятельности „Звук, Свойства звука“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
• игра-экспериментирование;
• моделирование.
ОБОРУДОВАНИЕ:
• стол маленький, таз с водой, предметы, которые тонут;
• аудио запись звука грозы;
• два продолговатых таза с водой на столах, камни, 10 тампонов для
ушей;
• два мяча;
• самодельные музыкальные инструменты, маленький стол;
• металлофон, палочка деревянная;
• магнитная доска, магниты, схемы;
• предметы в группе, издающие высокие и низкие звуки;
• аудио запись с посланием от ребят из подготовительной группы;
• аудио запись п. И. Чайковский «Времена года. Апрель». 1
Ход ЗАНЯТИЯ.
I. Постановка темы занятия.
В. - Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
(Звучит аудио запись звуков)
В. - Послушайте запись. Что вы услышали? (Ответы детей)
В. - Как вы догадались? (Ответы детей)
В. - Ребята, я предлагаю вам послушать тишину. Что можно услышать в тишине?
(Ответы детей)
В. - Ребята, вы не видите птиц за окном, а как вы догадались, что это именно они?
(Ответы детей)
В. - Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что это он.
И в этом нам помогает звук. Сегодня мы поговорим о звуке и некоторых его свойствах.
II. Распространение звука в различных средах.
В. - Кто из вас знает, как распространяется звук? (Ответы детей)
В. - Проведем, эксперимент: подойдите к емкости с водой, возьмите в руки предмет, лежащий на столе. По очереди бросьте предмет в воду. Наблюдайте, что будет происходить.
(Дети выполняют опыт)
В. - Что вы наблюдали на воде? (Ответы детей)
В. - Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне,
распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху.
- Найдите «человечков воздуха» и поставьте схему.
В. - Выясним, только ли по воздуху передается звук. Проведем эксперимент:
1. Возьмите себе один тампон
2. Закройте им правое ухо
3. Левое ухо прислоните к емкости с водой
4. Я буду бросать в емкости камушки, а вы должны посчитать, сколько я бросила камней в каждую емкость.
Только одно условие считать будете (шепотом) про себя, чтобы не мешать товарищу. Договорились? - Выполняем.
(Дети выполняют по алгоритму. Воспитатель интересуется, СКОЛЬКО камушков она бросила в емкость).
В. - Как вы догадались, вы же не видели? (Ответы детей)
В. - Где распространяется звук?
Р. - Звуки передавались по воде.
В. - Сделаем вывод: звук может распространяться по воздуху и по воде.
Найдите «маленьких человечков воды» и поставьте их в схему.
В. - Теперь нам нужно выяснить в какой еще среде распространяется звук.
- Проведем эксперимент:
1. Разбейтесь на пары
2. Возьмите по l-y тампону и по 1-й веревке с ложкой
3. Задание: Послушайте, как звучит ложка. (Ударяю)
Какой был звук? (сильный). Как передавался звук? (по воздуху).
Теперь 1-о ухо нужно закрыть тампоном, а ко 2-му уху прислонить конец веревки, веревку натянуть. Я каждому из вас ударяю по ложке, а вы потом расскажите, что услышали.
Выполняем.
(Воспитатель ударяет по ложкам)
В. - Какой звук был сильнее, когда просто держали веревку в руке, или когда ее прислонили к уху?
(Ответы детей)
В. - Как звук добрался до уха? По какому предмету он бежал? (Д. - По веревке.)
В. - Веревку мы к какой среде отнесем: водной, газообразной или есть другая среда?
Д. - Веревка - это твердая среда.
В. - Вернемся к схеме: мы выяснили, что звук передается по воздуху, по воде и по твердому телу.
В. - Ребята, а вас не удивило то, что звук, который бежал по веревке был сильнее? Хотите знать почему?
(Да)
В. - Поиграем. Одна команда - это будут маленькие человечки твердого вещества. Постройтесь в шеренгу.
А вторая команда – человечки воздуха (по воздуху в первый раз шел
звук). Как вы должны стоять?
Д. (Далеко друг от друга, как бы рассыпаны по группе).
В. - Разбегитесь по всей группе.
Задание. Каждая команда получает мяч, по моей команде вы передаете мяч друг другу. Последний берет в руки мяч, поднимает высоко над головой и кричит «Всё!»
- Посмотрим, кто быстрее.
В. - Почему 1 группа быстрее передала мяч? (Ответы детей)
В. - Так почему в твердой среде звук распространяется быстрее и он громче?
( Ответы детей:потому что твердой среды стоят близко друг к другу)
III. Высокие и низкие звуки.
В. - Предлагаю развлечь наших гостей музыкой. Музыкальная пауза.
- Возьмите со стола наши самодельные музыкальные инструменты, встань те вкруг.
По моей команде, я предлагаю вам сыграть любую мелодию, только
погромче, чтобы всем было слышно. Придумали? Начали. «Шумная игра».
В. - Понравилась вам наша «мелодия»? Можно это назвать мелодией? В. - У нас получился шум. Мы издавали шумовые звуки, а они не
всегда приятны для уха. Поэтому композиторы разрешили это противоречие путем подбора звуков, которые приятны для слуха. Они стоят в определенном порядке, а не хаотичны это музыкальные звуки.
Игра на металлофоне.
В. - Послушаем музыкальные звуки. (Играет ребенок)
В. - А сейчас был шум или мелодия? Почему? (Ответы детей)
В. - Звуки бывают шумовые и музыкальные. Есть и еще одно деление звуков на группы.
- А какие это звуки вы мне сами подскажете. Постройтесь в шеренгу и отвернитесь от меня.
- Я сыграю по очереди два звука, а вы определите на слух, какие они.
(На металлофоне извлекаются два звука : один - высокий, другой низкий)
- Одинаковые звуки прозвучали? (Ответы детей)
В. - Верно, музыкальные звуки бывают высокие и низкие. Подойдите к металлофону. Почему l-ый звук низкий, а 2-ой звук высокий?
(Ответы детей)
( Зависит от пластины: длиннее, короче)
В. - Верно, если предмет больше по размерам или длиннее, или толще, то звук - низкий. А если предмет меньше, короче, уже, тоньше, то звук выше.
В. - Совсем забыла, нам пришло звуковое письмо. Пройдите в литературный уголок.
(Слушание звукового письма)
В. - Ребята из 4 группы просят вас найти два разных звуков. Поможем
им?
(Парами дети ищут предметы, которые издают высокие - низкие звуки)
В. - Проверяем, верно ли вы нашли два различных звуков. (Проверка)
В. - А теперь запишем, сохраним наши звуки для ребят 4 группы. (Запись на магнитофон. Прослушать запись).
IV. Итог.
В. - О чем мы вели речь на занятии? (Ответы детей)
В. - Что вы узнали о звуке? (Повтор по схеме)
- За вашу кропотливую, отличную работу я хочу подарить вам прекрасную весеннюю мелодию П. И. Чайковского из альбома «Времена года» Апрель». Может весна примчится к нам, услышав звуки этой мелодии. (Слушание аудио записи).
В. - Наше занятие закончено. Всем большое спасибо.