Светлана Качина
Конспект совместной познавательно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на тему «Свойства снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 384» г. Перми
Конспект
совместной познавательно-экспериментальной деятельности
с детьми 4-5 лет
на тему «Свойства снега и льда»
Разработала и провела
15.12.2016 года
воспитатель
Качина Светлана Петровна
2016 г.
Цель: вовлечение детей 4-5 лет в познавательно-исследовательскую деятельность через экспериментирование со льдом и снегом.
Задачи:
Публикация «Конспект совместной познавательно-экспериментальной деятельности с детьми 4–5 лет на тему „Свойства снега и льда“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Средняя группа
- Темочки
• развивать у детей умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования, умения отвечать на вопросы поискового характера; выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
• способствовать проявлению интерес к экспериментальной деятельности и стремлению детей к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за снегом и льдом; рассматривание снежинок, снега и льда, наблюдение за состоянием снега и льда на улице при разных температурах (мороз и оттепель, при внесении в теплое помещении; чтение стихотворении, сказок, загадок о воде, снеге, льде, иней, тумане.
Материал для исследования и оборудование: снег, кусочки льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, пластмассовые ложки, пищевая сода, пена для бритья, ёмкость для изготовления искусственного льда, клеёнки на столы, эмблемы-снежинки.
1. Организационно- мотивационная часть
На столе стоят два ведра. У детей на столах поднос, два стакана с водой, ложечка. Воспитатель обращает внимание на ведра.
В. : Как думаете, что находится в ведрах? (Ответы детей)
В. : Правильный ответ получить вам помогут отгадки на мои загадки:
Я пушистый, серебристый,
Но рукой меня не тронь,
Стану капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь
Я как песчинка мал,
А землю покрываю;
Я из воды,
А с воздуха летаю;
Как пух лежу я на полях
И как алмаз блещу
При солнечных лучах.
(Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься!
Он — как алмаз:
И твёрд, и чист,
На солнышке сверкает.
Но пригревать начнут лучи
Он тут же и растает.
(Лед)
Воспитатель помещает на доску изображения предметов исследования (Снег и лед).
В. : Сегодня как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой.
Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного.
Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия.
Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда.
В. : Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).
2 часть. Основная.
Опыт 1. «Определение цвета у снега и льда»
Задание:
Рассмотрите снег (лед) и определите его цвет (Рассматривают, определяют цвет).
В. : Что Вы можете сказать о снеге и льде? (Ответы детей)
В. : Возьмите цветной картон положите на неё кусочек льда. Какого цвета стал лед? Значит, он какой? (Снег белый, лед бесцветный).
Вывод: Снег белый, лед бесцветный.
Опыт 2. «Определение прозрачности»
Задание:
Возьмите комок снега, посмотрите через него на светильник. Смогли вы увидеть светильник и рассмотреть окружающие предметы? (Ответы детей).
Возьмите кусочек льда, посмотрите через него на светильник. Смогли вы увидеть светильник и рассмотреть окружающие предметы?
В. :Видно свет светильника через снег? А через лед? Что можно сказать? (Снег непрозрачный, лед – прозрачный).
Вывод: Снег непрозрачный, лед – прозрачный)
Опыт 3. «Определение твердости, хрупкости»
Задание:
В. : Возьмите комок снега, потрогайте снег. Какой он? (Рыхлый). У теперь поднимите его, попробуйте уронить его на стол. Что произойдет? (Ответы детей). Возьмите кусочек льда, постучите им о стол. Какой он? (Твердый). Попробуйте уронить его на стол. Что произойдет? (Ответы детей). А если ударить молотком? Почему лед разбился? (Хрупкий)
Вывод: Снег рыхлый, а лед твердый и хрупкий.
Опыт 4. «Определение тяжести»
Задание:
Опустите в один стаканчик с водой снег, во второй - опустите лед. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?
В. : Тонет ли лед? А снег?
В. : Что тяжелее: снег или лёд?
Вывод:
Снег растворяется (тает) в воде, он очень лёгкий.
Лёд не тонет, он плавает на поверхности и постепенно тает.
В. : Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
(Дети высказывают свои предположения)
Опыт 5. «Форма»
Задания:
Возьмите снег и наполните снегом формочку. Переверните формочку так, чтобы снег вывалился на стол. Какую форму имеет снег? ( Ответ детей: снег сохранился форм у наполняемого сосуда)
Рассмотрите замороженные льдинки. Можно ли изменить форму льдинки? Почему?
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный, по приобретает форму того предмета, в который его положат. Лед остается той формы, какую принимала вода до заморозки.
Опыт 6. «Что такое снег и лед?»
В. : Я беру два прозрачных ведерка с меткой об уровне воды. В ведерки опускаю снег и лед. Почему в ведерках воды становится больше? ( Ответы детей: снег и лед начинают таять, превращаясь в воду)
«Что быстрее растает?»
Вывод: Снег тает быстрее, лед медленнее, при таянии - уровень воды в сосуде поднимается.
Опыт 7. «Спасение игрушки»
Задание:
В. : Мы с вами потеряли игрушки на улице, так как там холодно игрушки обледенели и попали в плен. Как спасти игрушки? (Дети выдвигают предположения.
После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми
анализирует их с позиций «хорошо – плохо» :
- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут)
- можно отогреть в варежках (варежки намокнут)
- можно положить на батарею
- разбить лед молотком (сломаешь игрушку)
- можно отковырнуть ножом (можно пораниться)
- можно положить в теплую воду
- можно просто оставить в стакане в группе (долго ждать)
Положим замороженные во льду игрушки в теплую воду и будем наблюдать
Вывод: Игрушки быстро освободилась в теплой воде.
3 часть. Заключительная (мотивация на последующую деятельность)
В. : Давайте вспомним, какие свойства снега и льда сегодня мы определили экспериментальным путем? (дети проговаривают)
В. : Ребята, как вы думаете, можно из снега сделать тесто? (Ответы детей)
В. : Если добавить в снег воду, он станет мокрым и липким, будет сохранять любую форму, из него можно будет слепить разные фигурки, вынести на мороз, они замерзнут и ими можно украшать наш участок до весны.
Вы готовы к новым экспериментам со снегом и льдом.
Обсуждение с детьми новых проектов, с привлечением родителей для организации ледяного городка на прогулочном участке.
В. : Очень хорошо сегодня поработали, я хочу отметить ваш успех в наших опытах и вручаю вам эмблемы исследуемых сегодня объектов.