Елена Волошина
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы «Вода и ее свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Цель: совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Программное содержание:
-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
- развивать речь, мышление, любознательность;
- развивать умение делать выводы, умозаключения;
- воспитывать аккуратность при работе.
Публикация «Занятие по опытно-экспериментальной деятельности детей подготовительной группы „Вода и ее свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Оборудование: ИКТ, презентация «Волшебница вода», прозрачные пластиковые стаканчики, банка, кубик, шарик, мука, соль, сахар, лимон, гуашь, салфетки, фартуки, аудиозапись со звуками воды (шум моря, водопад, ручей).
Организация детей : дети группами по несколько человек располагаются вокруг столов для проведения опытов и исследований.
Ход занятия
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
(Дети сидят полукругом перед интерактивной доской)
- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, чему посвящается наше занятие :
Она и в озере, и в лужице
Она снежинкой над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она в реченьке бежит, журчит
(вода)
Правильно, вода.
Слайд 1
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде,
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода,
Наша спутница всегда.
А где же вода живёт?
Воспитатель: да, вода живёт в реке, в океане, в море и т. д.
(Перед детьми глобус)
Ребята, это что?
А что такое глобус?
(Ответы детей)
На глобусе очень много синего цвета. Что он обозначает?
Дети: воду.
Воспитатель: на нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало?
Дети: много!
Воспитатель: А знаете ли вы, какая вода в море?
(Ответы детей)
Воспитатель: Её можно пить?
(Ответы детей)
Воспитатель: А мы, какую воду пьём?
Дети: не солёную!
Воспитатель: мы пьём пресную воду. Она находится в реках, прудах, озёрах. - А мы можем с вами пить воду сразу из реки, озера?
Ответы детей)
Воспитатль: а как вы думаете, почему нельзя пить воду сразу из реки?
Дети: потому что она там грязная ее нужно очищать.
Воспитатель: посмотрите, ребята, что я вам ещё покажу.
Слайд 2
Воспитатель: посмотрите, что вы видите?
Дети: море.
Воспитатель: а, вы хотите послушать шум моря?
(Аудиозапись со звуком - шум моря)
А сейчас представьте, что вы, стоите, на берегу моря и море с вами разговаривает.
Дети слушают шум моря.
Воспитатель: посмотрите, где еще живет вода.
Слайд 3
Воспитатель: скажите, это что?
Дети: река.
Воспитатель: правильно, это река. Мы можем сказать, что вода живет не только в море, но и в реке?
(Ответы детей)
Воспитатель: посмотрите на следующий слайд.
Это что ребята такое, вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: ребята послушайте, как шумит водопад.
(Аудиозапись - шум водопада).
Шумно да! Когда вода падает с высоты, она создает такой шум.
И еще один слайд.
Слайд 5
Как выдумаете это что?
Дети: ручей.
Воспитатель: Правильно. Течет ручей, журчит ручей. Я вам сейчас предлагаю послушать журчание ручейка.
(Аудиозапись).
Ребята пение ручейка отличается от шума водопада?
Чем отличается? (У ручейка нежная, спокойная песенка, а у водопада шумная, громкая, не спокойная.)
Воспитатель: ребята, а знаете ли вы, кому нужна вода?
Дети: деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
Воспитатель: а нам с вами нужна вода в детском саду?
Дети: да
Воспитатель: а для чего?
Дети: умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Воспитатель: ребята, а если бы не было воды. Что произошло? Как вы думаете?
(Ответы детей)
Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Воспитатель: у воды великая забота – напоить всех обитателей Земли. Ребятки, вы, наверное, устали сидеть?
Давайте отдохнем.
Физкультурная минутка
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам! (Шагаем на месте.)
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)
Град! Град! Сыплет град,
Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.)
Только мой братишка в луже.
Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)
Воспитатель: ребята, у воды есть свои свойства.
Вы знаете какие?
А если не знаешь, то как узнать?
(Ответы детей)
- Для этого, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория?
(Ответы детей)
(Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
Воспитатель: я хочу, чтобы вы сегодня побыли в роли юных ученых, и с моей помощью попробовали провести опыты по исследованию воды, и научились определять её свойства, делать определенные выводы.
Вы согласны?
Итак, приступаем. Давайте пройдем на свои рабочие места, наденем фартуки. Работать сегодня будем небольшими группами.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Опыты :
Какой формы вода? (1гр.)
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).
- А имеет ли форму вода? Для этого возьмем баночку и наполним ее водой. Теперь возьмем стакан. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
Какого цвета вода? (2гр.)
На столе 4 стакана с водой и гуашь разных цветов. В стаканы с водой, ложечкой немножко положите разной гуаши и размешайте. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
Вывод: вода прозрачная жидкость, но может менять цвет в зависимости от того, какого цвета гуашь в неё добавили и растворили. Детям показывается алгоритм, который символизирует, что вода может окрашиваться. Вывешивается на магнитную доску.
Имеет ли вода вкус? (3гр.)
- А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – сок лимона. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. Детям показывается алгоритм, который символизирует, что вода не имеет вкуса. Вывешивается на магнитную доску.
Физкультурная минутка
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Пахнет ли вода(4гр.)
- А у воды есть запах? (дети нюхают стакан с простой водой, а затем капают сок лимона).
У воды появился запах?
А что случилось с веществами, которые мы положили в воду?
(Ответы детей)
Вывод: у воды запаха нет. Детям показывается алгоритм, который символизирует, что вода не пахнет. Вывешивается на магнитную доску.
Вода – растворитель (5гр.)
- А теперь давайте попробуем растворить в воде муку.
Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Детям показывается алгоритм, который символизирует, что вода не все вещества растворяет. Вывешивается на магнитную доску.
III часть. Итог занятия. Рефлексия.
Ребята, вам понравилось занятие?
А что больше всего вам запомнилось?
Все ли у вас получилось?
Почему у вас, что то получилось, а где то вы испытывали трудности?
Мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ.
Она обладает многими свойствами : (какими)
- не имеет форму;
-прозрачная;
-нет запаха;
-без вкуса;
- растворитель.
Ребята, за ваши старания, я хочу наградить каждого из вас эмблемой «Юный исследователь». Вы сегодня узнали много нового о воде, но я надеюсь, что вы на этом не остановитесь, и продолжите узнавать нашу планету под названием Земля. Будете проводить чудесные и необычные опыты.
Спасибо. Вы все молодцы!