Получи документы

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

оксана фёдорова
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Конспект открытого занятия

по экспериментальной деятельности

в старшей группе

«Удивительные свойства воздуха»

Цели и задачи:

- Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности.

Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах

- Расширить представления детей о воздухе. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (воздух находится в кожуре фруктов, воздух имеет вес и является проводником звука)

- Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

- Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

- Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

- Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

- Активизировать речь и обогатить словарь детей словами: «ученый», «копоть», «загрязненный», «кляксография»

- Способствовать развитию сообразительности, внимания. Развивать мышление.

- Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Методы и приемы:

Наглядный (показ способов действий; иллюстрации).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение, вопросы, художественное слово).

Практический (экспериментирование; физкультминутка, кляксография).

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.

Материалы и оборудование: мыльный раствор, свеча; рукавички, шприцы, ватман с нарисованными трубами (макет труб, блюдце, ватман голубого и белого цвета, таз с водой, 2 апельсина; чашечные весы, 2 не надутых шара (один с ниточкой, 2 надутых шара на ниточке (один побольше); пустые бутылки и бутылки с разным количеством воды; влажные салфетки.

Предварительная работа:

Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром; наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Занятия детей в мини-лаборатории (проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха). Просмотр видеофильма о загрязнении воздуха.

Ход занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.

Ребята, посмотрите сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними.

А теперь покажите мне свои глазки, они у вас такие красивые. Давайте послушаем свое сердечко (определение правой и левой руки). Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.

А сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение:

1. Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Всех окутывает нас.

2. Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

- О чем говорится в стихотворении? воздухе)

И я вам сегодня предлагаю продолжить опыты с воздухом. А как называется помещение, где проводят опыты и ставят эксперименты? (Лаборатория) И мы сегодня с вами не зря в белых халатах, ведь вы вновь станете настоящими учеными. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нее проводить опыты.

- А кто из вас знает – кто такие ученые, чем они занимаются? (исследуют, проводят опыты, экспериментируют)

2. Уточнение правил безопасности.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя (предметы со стола берем только с моего разрешения и только те, я назову)

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

3. Выполнение эксперимента.

1) Организация эксперимента

2) Проведение эксперимента

Опыт 1: “Воздух есть в кожуре фруктов“

Ребята на прошлом занятии по экспериментированию с воздухом, мы сделали выводы о том, что воздух везде : вокруг нас, в предметах, он проникает всюду.

- Как вы думаете есть ли воздух, например, в фруктах? (Предположения детей)

- Хотите проверим? Тогда подойдите к столу №1. Посмотрите, перед вами 2 тазика с водой и 2 апельсина. Давайте, один апельсин положим в таз с водой. Что с ним происходит? И даже, если очень постараться, утопить его не удается. Попробуй, Алеша. А теперь очистим второй апельсин и положим его в воду. Так кто мне поможет очистить апельсин, Василиса, помоги мне пожалуйста. Положим его в другой таз с водой. Скажите, что же происходит с очищенным апельсином? Апельсин утонул!

- Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?

- Все просто ребята, в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды.

Вывод: В кожуре апельсина находятся частички воздуха, которые помогают оставаться им на поверхности воды.

Материалы и оборудования: таз с водой, 2 апельсина.

Ну а сейчас перейдем к следующему опыту.

Опыт 2: “Воздух имеет вес“

- У меня в руках два шарика-надутый и не надутый. Исходя из прошлых опытов, мы уже знаем, что находится внутри надутого шара. Так что же?

- Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? (ответы детей)

- Да, можно взвесить. И взвешивают эти шары на чашечных весах.

Сначала мы с вами взвесим два не надутых шара.

- Ну что же какой шар тяжелее? (они весят одинаково)

А сейчас на одну чашечку весов мы положим надутый шар, но т. к. надутый шар не поместится в чашечке, мы уберем эти чашечки.

-Надутый шарик побольше, весит тяжелее.

Вывод: Воздух имеет вес

Материалы и оборудование: чашечные весы, 2 не надутых шара (один с ниточкой, 2 надутых шара на ниточке (один побольше)

Опыт №3 Воздух является проводником звука.

Подуйте над горлышком пустой бутылки. Слышите звук? Звуки распространяются благодаря колебанию воздуха. Когда вы дуете над горлышком, воздух колеблется, дрожит и получается звук. А сейчас налейте в бутылки разное количество воды. Подуйте в них и обратите внимание, меняется ли звук? (ответ детей)

Ребята, чем больше воды будет в бутылке, тем меньше воздуха в ней останется. Меньшее количество воздуха дрожит быстрее, поэтому получается более высокий звук.

Физкультминутка Игра «Пузырь» Давайте возьмемся за руки и образуем небольшой круг. Воспитатель произносит:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой да не лопайся.

«Хлоп! Лопнул пузырь!»

Опыт 4. Может ли воздух помочь рисовать? Предлагаю проверить.

Давайте возьмем шприцы и наберем в них мыльный раствор. Затем небольшими порциями выпустим пузыри на свободу. Эта техника называется кляксография.

- На что похож рисунок?

Воспитатель прикладывает к рисунку нарисованные трубы.

- А так? Рисунок похож на дым, который идет из трубы. Из труб идет черный дым. Когда топятся печи, и появляется копоть – сажа.

Опыт 5. Демонстрирует воспитатель: поджигает свечу, держит над пламенем блюдце, затем показывает образовавшуюся на нем копоть.

- Посмотрите, вот такая копоть (сажа) И такая грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом и в нащ организм, в наши легкие.

Воспитатель показывает макет труб.

- Это трубы «ТЭЦ», которые обогревают наши дома и снабжают их горячей водой. Из этих труб валит грязный дым.

- Как можно спасти воздух от загрязнений? (надо поставить фильтры)

Вывод: Воздух может быть чистым и грязным.

Ребята, давайте вспомним, чем пахнет воздух?

Да, помните, молодцы, собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались, т. е. воздух присваивает себе чужие запахи.

Вот недавно иду я на работу, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала аж до детского сада. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).

Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчихалась.

- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы).

Итог занятия :

Воспитатель: Ребята, работа в нашей лаборатории подошла к концу, подойдите все ко мне, встаньте в круг. У меня в руках воздушный шарик, давайте, передавая его друг другу, расскажем, что нового мы сегодня узнали о воздухе и кому что понравилось.

Использованная литература:

1. Е. А. Мартынова, И. М Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. - Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2013. – 333 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Удивительные свойства воздуха» Тема: Удивительные свойства воздуха. Цель: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности. Программные.

Конспект ООД в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цели и задачи: познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании поднимается вверх) и способами его обнаружения;.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. «Свойства воды и воздуха»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. «Свойства воды и воздуха» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе и воде. Образовательные задачи: дать.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства магнита» Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Удивительные свойство магнита». Цель: выявить свойства магнита:.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Задачи: Образовательные: • учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы и умозаключения.

Конструкт экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема «Удивительные свойства почвы». .

Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха»Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха» Цель: способствовать развитию любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи. Образовательные: - способствовать.

Проект НОД «Удивительные свойства воздуха». Познавательно-экспериментальная деятельность в старшей группе Проект НОД. Подготовила: Хитренко Елена Владимировна, МБДОУ № 23. Тема: «Удивительные свойства воздуха». Образовательные области: Познавательное.

«Удивительные свойства магнита». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе .

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства воздуха» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Удивительные свойства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Опубликовано: 29 января 2017 в 00:21
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД