оксана фёдорова
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
по экспериментальной деятельности
в старшей группе
«Удивительные свойства воздуха»
Цели и задачи:
- Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности.
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
- Расширить представления детей о воздухе. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (воздух находится в кожуре фруктов, воздух имеет вес и является проводником звука)
- Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
- Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
- Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.
- Активизировать речь и обогатить словарь детей словами: «ученый», «копоть», «загрязненный», «кляксография»
- Способствовать развитию сообразительности, внимания. Развивать мышление.
- Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Методы и приемы:
Наглядный (показ способов действий; иллюстрации).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение, вопросы, художественное слово).
Практический (экспериментирование; физкультминутка, кляксография).
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная.
Материалы и оборудование: мыльный раствор, свеча; рукавички, шприцы, ватман с нарисованными трубами (макет труб, блюдце, ватман голубого и белого цвета, таз с водой, 2 апельсина; чашечные весы, 2 не надутых шара (один с ниточкой, 2 надутых шара на ниточке (один побольше); пустые бутылки и бутылки с разным количеством воды; влажные салфетки.
Предварительная работа:
Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром; наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Занятия детей в мини-лаборатории (проведение элементарных опытов, определяющих свойства воздуха). Просмотр видеофильма о загрязнении воздуха.
Ход занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
Ребята, посмотрите сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними.
А теперь покажите мне свои глазки, они у вас такие красивые. Давайте послушаем свое сердечко (определение правой и левой руки). Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.
А сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение:
1. Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Всех окутывает нас.
2. Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
- О чем говорится в стихотворении? (О воздухе)
И я вам сегодня предлагаю продолжить опыты с воздухом. А как называется помещение, где проводят опыты и ставят эксперименты? (Лаборатория) И мы сегодня с вами не зря в белых халатах, ведь вы вновь станете настоящими учеными. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нее проводить опыты.
- А кто из вас знает – кто такие ученые, чем они занимаются? (исследуют, проводят опыты, экспериментируют)
2. Уточнение правил безопасности.
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя (предметы со стола берем только с моего разрешения и только те, я назову)
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
3. Выполнение эксперимента.
1) Организация эксперимента
2) Проведение эксперимента
Опыт 1: “Воздух есть в кожуре фруктов“
Ребята на прошлом занятии по экспериментированию с воздухом, мы сделали выводы о том, что воздух везде : вокруг нас, в предметах, он проникает всюду.
- Как вы думаете есть ли воздух, например, в фруктах? (Предположения детей)
- Хотите проверим? Тогда подойдите к столу №1. Посмотрите, перед вами 2 тазика с водой и 2 апельсина. Давайте, один апельсин положим в таз с водой. Что с ним происходит? И даже, если очень постараться, утопить его не удается. Попробуй, Алеша. А теперь очистим второй апельсин и положим его в воду. Так кто мне поможет очистить апельсин, Василиса, помоги мне пожалуйста. Положим его в другой таз с водой. Скажите, что же происходит с очищенным апельсином? Апельсин утонул!
- Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему?
- Все просто ребята, в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды.
Вывод: В кожуре апельсина находятся частички воздуха, которые помогают оставаться им на поверхности воды.
Материалы и оборудования: таз с водой, 2 апельсина.
Ну а сейчас перейдем к следующему опыту.
Опыт 2: “Воздух имеет вес“
- У меня в руках два шарика-надутый и не надутый. Исходя из прошлых опытов, мы уже знаем, что находится внутри надутого шара. Так что же?
- Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? (ответы детей)
- Да, можно взвесить. И взвешивают эти шары на чашечных весах.
Сначала мы с вами взвесим два не надутых шара.
- Ну что же какой шар тяжелее? (они весят одинаково)
А сейчас на одну чашечку весов мы положим надутый шар, но т. к. надутый шар не поместится в чашечке, мы уберем эти чашечки.
-Надутый шарик побольше, весит тяжелее.
Вывод: Воздух имеет вес
Материалы и оборудование: чашечные весы, 2 не надутых шара (один с ниточкой, 2 надутых шара на ниточке (один побольше)
Опыт №3 Воздух является проводником звука.
Подуйте над горлышком пустой бутылки. Слышите звук? Звуки распространяются благодаря колебанию воздуха. Когда вы дуете над горлышком, воздух колеблется, дрожит и получается звук. А сейчас налейте в бутылки разное количество воды. Подуйте в них и обратите внимание, меняется ли звук? (ответ детей)
Ребята, чем больше воды будет в бутылке, тем меньше воздуха в ней останется. Меньшее количество воздуха дрожит быстрее, поэтому получается более высокий звук.
Физкультминутка Игра «Пузырь» Давайте возьмемся за руки и образуем небольшой круг. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой да не лопайся.
«Хлоп! Лопнул пузырь!»
Опыт 4. Может ли воздух помочь рисовать? Предлагаю проверить.
Давайте возьмем шприцы и наберем в них мыльный раствор. Затем небольшими порциями выпустим пузыри на свободу. Эта техника называется кляксография.
- На что похож рисунок?
Воспитатель прикладывает к рисунку нарисованные трубы.
- А так? Рисунок похож на дым, который идет из трубы. Из труб идет черный дым. Когда топятся печи, и появляется копоть – сажа.
Опыт 5. Демонстрирует воспитатель: поджигает свечу, держит над пламенем блюдце, затем показывает образовавшуюся на нем копоть.
- Посмотрите, вот такая копоть (сажа) И такая грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом и в нащ организм, в наши легкие.
Воспитатель показывает макет труб.
- Это трубы «ТЭЦ», которые обогревают наши дома и снабжают их горячей водой. Из этих труб валит грязный дым.
- Как можно спасти воздух от загрязнений? (надо поставить фильтры)
Вывод: Воздух может быть чистым и грязным.
Ребята, давайте вспомним, чем пахнет воздух?
Да, помните, молодцы, собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались, т. е. воздух присваивает себе чужие запахи.
Вот недавно иду я на работу, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала аж до детского сада. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).
Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчихалась.
- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы).
Итог занятия :
Воспитатель: Ребята, работа в нашей лаборатории подошла к концу, подойдите все ко мне, встаньте в круг. У меня в руках воздушный шарик, давайте, передавая его друг другу, расскажем, что нового мы сегодня узнали о воздухе и кому что понравилось.
Использованная литература:
1. Е. А. Мартынова, И. М Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. - Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2013. – 333 с.