Наталья Савчук
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Ветер»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Ветер»
старшая группа
Цель: формирование познавательного интереса к явлениям неживой природы – ветру.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о воздухе, его свойствах, условиях возникновения ветра и роли в жизни человека.
2. Дать знания о движении воздуха, возникновении ветра (по схеме)
3. Развивать умение подбирать прилагательные для описания ветра (слабый, сильный, теплый, холодный, порывистый).
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Ветер“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
4. Развивать умение работать небольшими подгруппами, договариваться между собой.
5. Развивать воображение через нетрадиционную технику рисования – кляксографию.
6. Воспитывать аккуратность при работе с краской.
Материал: игрушка Степашка, технические средства: моноблок, магнитофон; звукозапись ветра, схема «Движение воздушных масс», видеозапись «Образование ветра», фен, карточки-схемы свойства воздуха, массажный мячик, картинки о назначении ветра, трубочки, листы бумаги, акварельные краски, непроливайки, салфетки на каждого ребенка.
Словарная работа: движение воздуха, свойства воздуха, легкий, ветерок-ветерочек.
Предварительная работа: опытно-экспериментальная деятельность с воздухом, беседы «неживая природа», рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений: Н. Красильников «Где живет ветер», просмотр мультфильма «Сказка про ветер», наблюдение на прогулке за ветром.
Методы и приемы:
• Игровые методы: сюрпризный момент, игра «Собери пазл», физкультминутка.
• Наглядные: демонстрация наглядных пособий (видеозапись, картинки «Назначение ветра»)
• Практические:
- моделирование (схема «Движение воздуха», карточки «Свойства воздуха»,
- опытническая деятельность (опыт с феном)
- нетрадиционное рисование «Кляксография»
• Словесные (рассказ воспитателя, рассказ детей, объяснение воспитателя, выводы, вопросы поискового характера, указание, поощрение)
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент: приходит Степашка – игрушка.
Степашка: Здравствуйте ребята! Я очень рад вас всех видеть. Я только что вернулся из увлекательного путешествия, а вот на чем я путешествовал, вы узнаете, когда соберете пазл.
2. Игра «Собери пазл» (пазл – воздушный шар)
3. Вывод.
Воспитатель : Молодцы, вы справились с заданием. Ребята, что у вас получилось? Воздушный шар. А как вы думаете, что внутри шара? Воздух. Воздух – это явление неживой природы. Что нам известно про воздух?
4. Игра «Что общего?»
На столе разложены карточки «Свойства воздуха».
Воспитатель : ребята, как вы думаете, почему я объединила эти карточки, что они обозначают?
Вывод: Эти карточки нам рассказывают о свойствах воздуха. Воздух без цвета, без запаха, принимает форму сосуда, в который попадает, воздух движется.
5. Звукозапись звука ветра.
Воспитатель : Ребята прислушайтесь, что это за звуки? (включает запись ветра).
Воспитатель : Это шум ветра. Пофантазируйте, откуда к нам прилетел ветер?
Степашка говорит, что ветер помог ему путешествовать на воздушном шаре, а еще во время путешествия он залетел к профессору и взял у него интервью. Посмотрите внимательно.
6. Видео просмотр объяснения профессора о причинах возникновения ветра.
Воспитатель : Степашка, спасибо тебе и профессору, теперь мы понимаем, как образуется ветер.
Вывод: Воздух под солнышком нагревается и теплый поднимается вверх, а холодный опускается, происходит движение воздуха и получается ветер.
7. Рассказ детей по схеме «Движение воздушных масс».
Воспитатель : Ребята, кто хочет сам рассказать по схеме, как образуется ветер.
Спасибо за объяснение.
8. Физкультминутка «Ветер веет над полями»
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
9. Вопросы поискового характера:
Воспитатель : Ребята, а что умеет ветер?
Летать, мести улицы, крутить мельницы, кружиться, свистеть, дуть, петь, гонять облака, двигать парусные корабли, вырабатывать электрическую и тепловую энергию!
Воспитатель : Вот как много дел умеет творить ветер! Он всегда одинаковый?
10. Опыт с феном.
Воспитатель : Ребята, протяните руки и почувствуйте какой ветер? Теплый или холодный? А теперь? Какой можно сделать вывод?
Ветер бывает теплый и холодный.
Какой бывает ветер летом?
Теплый, ласковый, легкий, добрый.
Воспитатель : Как можно ласково сказать про такой ветер?
Ветерок, ветерочек.
Воспитатель : Если ветер дует зимой?
Холодный, сильный, злой, ледяной, морозный.
11. Игра «Хорошо и плохо».
Дети делятся на две команды: Добрый ветер и Сердитый ветер.
Ребята должны выбрать нужные картинки и рассказать о назначении ветра.
Хорошо:
Освежает, когда жарко.
Надувает паруса на кораблях
Крутит крылья мельниц.
Разносит семена растений.
Поднимает вверх воздушные шары.
Плохо:
Холодит, вьюга заметает дороги.
На море вызывает шторм.
Смерч и ураган приносят разрушения.
Разносит семена сорняков.
Приводит к кораблекрушениям.
12. Кляксография
Воспитатель : Ребята, вы узнали, что ветер бывает разный, приносит пользу, а иногда может и навредить. Но не забывайте, что ветер-это воздух. И я хочу вам напомнить, что с помощью воздуха можно и рисовать.
Как называется такая техника? Кляксография.
Нам понадобится листок, трубочка, краска и умение управлять своим дыханием. А рисовать мы будем ветер. А каким будет ваш ветер, зависит от вашего умения управлять своим дыханием. Возможно, у кого-то он получится веселым и озорным, а у кого-то серьезным и сердитым.
13. Рефлексия (дети вместе с воспитателем стоят в кругу передают массажный мячик).
Воспитатель : Ребята, подведем итог нашего занятия, расскажите Степашке, что вам сегодня понравилось на занятии, что нового вы узнали, что для вас осталось не понятным, и что бы вам хотелось еще узнать.
Вика, назови, пожалуйста свойства воздуха?
Федя, а как образуется ветер?
Денис, какую пользу приносит ветер?
Ульяна, чем опасен ветер?
Ребята, Степашка говорит. Что ему очень понравилось у вас в гостях и ему хочется показать ваши рисунки профессору, чтобы он узнал, что с помощью воздуха можно еще и рисовать.
Воспитатель : Я очень благодарна вам за работу, за ваши интересные ответы и вопросы, за умение слушать других, желание высказываться.